Некоторые практические рекомендации по анализу произведений пейзажной лирики в 3 классе по теме «Зима». Результаты обучающего эксперимента

На основе изучения научно-методической литературы, программы, учебников, а также результатов констатирующего эксперимента (см. с. 16 – 20),

мы разработали и предложили следующие методические рекомендации анализа стихотворений о природе в 3 классе по теме «Зима». Наши методические приемы были направлены на развитие воображения детей, на оказание помощи ученикам в создании ярких образов и картин читаемого, настроения, адекватного авторскому, на возбуждение чувств и эмоций учеников. Практические рекомендации заключались в следующем:

1. Формирование у учащихся представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним. В связи с этим важное место в работе по восприятию пейзажной лирики мы отводим экскурсиям. Дети наблюдали зимний лес. На экскурсии они как бы впервые открывали для себя картины природы, хотя видели их далеко не первый раз. Встречи с природой были призваны будить эмоции, чувства. Глядя на красоту в природе, дети невольно начинали следить за красотой своей речи, подбирать точные слова, идущие от сердца. Во время таких наблюдений у них рождался свой образ, свое настроение от увиденного в природе, которые потом мы сравнивали с художественным образом, созданным поэтом.

2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев стихотворений, настроению и чувствам. В соответствии с этим положением мы проводим целенаправленную работу по обогащению лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, печаль, грусть и т.д.). На уроках чтения лирических произведений поддерживали эмоциональный настрой. Это было возможным тогда, когда в классе шла живая беседа. Именно в процессе беседы рождались мысли, возникало желание поделиться чувствами и переживаниями. Для усиления эмоционального восприятия текста предлагали такие задания:

Ø Какие чувства при чтении стихотворения (слушая музыку, рассматривая картину) возникали в вашей душе?

Ø Найдите в стихотворении слова передающие настроение автора?

Ø Похоже ли музыкальное произведение по настроению на стихотворение? Чем?

Ø Обратите внимание на слова, которые использует автор для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.

Ø Какие эмоции вызвали у вас картины во втором, третьем и т.д. куплете?

Ø Проследите, читая строфу за строфой, как меняются настроение и чувства поэта.

Ø Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он писал эту картину? Какие чувства у вас вызывает эта картина?

Ø Вы рассмотрели две репродукции картин, где каждый художник изобразил зиму по-своему, со своим настроением. Какая картина по настроению схожа со стихотворением А.С. Пушкина (или других поэтов)? Докажите.

3. Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения. Для пробуждения воображения и фантазии детям предлагали такие задания:

Ø Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, землю, снег и т.д.

Ø Какими словами можно описать природу, представленную в стихотворении С. Есенина (или другого поэта)?

Ø Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

Ø Какие картины зимы вы представили, слушая музыку?

Ø А как вы назвали бы эту картину?

Ø Что вы представляете, читая эти строки?

Ø Какая музыка подошла бы к танцу снежинки: танец, марш, вальс, песня?

Перейти на страницу: 1 2