Проблема анализа произведений пейзажной лирики в программе, учебниках и школьной практике

В. 1, с. 203 – Какие слова передают грусть, печаль, несбывшуюся мечту поэта? Какой музыкой можно сопроводить его?

В. 2, с. 203 – Когда бывает грустно, что помогает преодолеть это чувство? Что снимает вашу усталость?

Итак, учебники для чтения 2 – 4 классов содержат немало произведений пейзажной лирики: 17 стихотворений имеется в учебниках для 2 класса, 14 стихотворений в учебниках для 3 класса, 27 стихотворений в учебниках для 4 класса.

В упомянутых учебниках многие типы заданий способствуют лучшему восприятию образных слов и выражений, созданию более ярких картин природы и повышению уровня эмоционального воздействия. Например:

С каким настроением пишут поэты о природе осени?

Почему А. Пушкин изображает осень как «пышное природы увяданье»?

Какие сказочные чудеса вы увидели, прочитав стихи?

Ø Почему о лесе в стихотворении Ф. Тютчева говорится, что он «не мертвец и не живой»?

Ø Какие краски осени вы увидели в стихах поэтов?

Ø Найдите и прочитайте, с чем сравнивается буря в стихотворении «Зимний вечер». Какие еще сравнения вы заметили в стихах поэта?

Анализ учебников по чтению также показал, что предлагаемые произведения пейзажной лирики доступны для восприятия детей данного возраста.

Однако следует отметить, что в книгах для чтения очень мало репродукций с картин живописцев (всего лишь 3 репродукции и все в учебниках для 2 класса – «Золотая осень» И. Левитана (Ф. Шифрисова, Н. Шевелева, 1996, с. 34), «Зимний пейзаж» Л. Казокаса (Ф. Шифрисова, Н. Шевелева, 1997, с. 34), «Перед грозой» А. Попова-Московского (Ф. Шифрисова, Н. Шевелева, 1997, с. 98). Задания к репродукциям картин отсутствуют.

Вопросы и задания для работы с музыкальными произведениями, способствующими лучшему эстетическому и эмоциональному восприятию лирических стихотворений о природе, появляются только в учебниках для 4 класса «Родник» и чаще всего формулируются так: «Какой музыкой можно сопроводить стихотворение?»

Перейти на страницу: 1 2 3