Особенности активных методов обучения в высшей школе

Большая часть обучения, происходящего в ВУЗах,- это

так называемое инструментальное обучение. Инструментальное

обучение возникает, когда за проявлением индивидуального пове-

дения следует некоторое событие, которое либо увеличивает, ли-

бо уменьшает вероятность повторения этого стиля поведения. Со-

бытия, которые увеличивают вероятность повторения поведения,

называются поощрениями (reinforces). События, которые уменьша-

ют вероятность повторения поведения, называются наказаниями.

Существует принципиальное различие между обучением и испол-

нением. Когда мы используем термин "обучение", мы подразумева-

ем приобретение компетенции для осуществления каких-либо

действий, вне зависимости от того, осуществлялись ли они в

действительности. В этой связи необходимо заметить, что поощ-

рения и наказания влияют и на обучение, и на исполнение. Но

методы поощрения и наказания, действенные для обучения совсем

необязательно будут являться таковыми для исполнения.

Существуют положительное и отрицательное поощрение. Созда-

ние для студента желаемого стимула является положительным по-

ощрением. Если же мы убираем нежелательный стимул, то имеет

место отрицательное поощрение. Заметим, что отрицательное по-

ощрение увеличивает вероятность повторения варианта поведения,

и, поэтому не должно быть смешиваемо с наказанием, которое эту

вероятность уменьшает. Наказание, в свою очередь, также может

осуществляться в виде создания нежелательного стимула, либо же

в виде уничтожения желательного стимула. Однако мы не употреб-

ляем терминов "положительное" или " отрицательное" наказание.

Поощрение является более правильным способом воздействия, так

как оно однозначно указывает на то, какое поведение является

желательным, тогда как наказание лишь определяет, какое пове-

дение является нежелательным. Поэтому, чтобы наказание было

эффективным, оно должно содержать четкое указание на то: какое

поведение является правильным. С этой целью, оно должно:

1. Осуществляться немедленно после возникновения нежелательного поведения.

2. Осуществляться после каждого возникновения нежелательного поведения.

3. Использоваться вместе с положительным поощрением желательного поведения.

Существуют также внутренние и внешние поощрения. Внутренние

поощрения являются прямыми последствиями осуществления како-

го-либо действия. Это, например, ответственность или достиже-

ния. Внешние поощрения, напротив, таковыми не являются. Приме-

рами могут служить стипендия или повышения.

Поощрения бывают первичные и вторичные. Первичные поощрения представляют из себя такие награды, которые непосредственно приносят удовлетворение индивидууму, удовлетворяя его основные физиологические потребности. Вторичные поощрения приносят удовлетворение, поскольку они тесно ассоциированы с первичными.

Генерализация - это процесс обучения тому, что некоторый

тип поведения возникает в более чем одной ситуации. Дискрими-

национное обучение возникает тогда, когда награда появляется в

одних случаях и не появляется в других. Набор ожидаемых стилей

поведения в данном положении называется ролью. Термин "роль"

отражает тот факт, что все студенты, независимо от их инди-

видуальных характеристик, должны вести себя определенным обра-

зом, если они занимают определенное положение. Студенты,

занимающие одно и то же положение, выступают друг для друга

ролевыми моделями. Прямая обратная связь - это поощрение или

наказание, которое обучающийся получает, когда он или она пы-

тается применить стиль поведения, скопированный с ролевой мо-

дели. Непрямая обратная связь, напротив, это те награды или

наказания, которые ролевая модель получает за свое поведение.

Этот процесс называется обучением на чужих ошибках (vicarious

learning).

Перейти на страницу: 1 2 3