Основные направления и тенденции развития высшего образования

Колледж в настоящее время насчитывает почти 500 слушателей из 50 школ города Казани. Отдельным потоком занимаются в нем с момента организации спец. школы (языковые, химические и др.). Колледж обеспечивает высокое качество приема, которое является определяющим фактором успеваемости студентов процессе обучения (табл. 12). При этом меняются параметры приема (табл. 13).

Диверсификация. Анализ преобразований, происходящих в отечественной системе выс­шего образования в последние годы, позволяет выделить два основных направления этого процесса. Первое определяется ориентацией на трехс­тупенчатую англо-американскую модель университетского образования; второе - созданием новых типов учебных заведений, стремящихся запол­нить пустующие ниши в жестко организованной и централизованной системе образования, основанной на монополии государства [60].

Ныне преобладающим является первое направление. Развитие универ­ситетского образования признается приоритетным. Многие вузы (техничес­кие, педагогические, медицинские и т.д.) преобразовываются в универси­теты. Движение в этом направлении выявляет целый ряд противоречий, в основе которых лежит принципиальное расхождение традиционной советской внедряемой моделью высшего образования. Для первой характерны массовость, репродуктивность, слабая ориентация на самообразование, на образование, ориентация на среднего ученика, авторитарность преподавания, жесткие рамки, определяющие сроки, специализацию, формы и содержание обучения, отсутствие дифференциации, единообразие образовательных структур. Для общепринятой в развитых странах Запада модели высшего образования характерны совсем иные отличительные признаки: высокая селективность при переходе с низшей ступени на высшую и большая вариативность при выборе специализации на одной ступени; гибкая специализация и наличие различных дипломов на одной ступени обучения, орга­низационная обоснованность ступеней, разнообразие .форм обучения, широкое развитие различных форм послесреднего (высшего) образования, соот­ветствующих формально первой ступени высшего образования [61,62].

Создаются новые типы высших учебных заведений неуниверситетского типа в ряде развитых стран: двухлетние технологические институты во Франции, высшие профессиональные школы в Германии, общинные и тех­нические колледжи в США, различные типы колледжей в Великобритании и т.д Это мобильные, динамично развивающиеся учебные за­ведения, ориентированные прежде всего на приоритетное обеспечение своих регионов специалистами. В России также возникают учебные комплексы и структуры нового типа.

Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. При разумной адаптации к российским условиям она способна снять многие принципиальные трудности, стоящие перед отечественным образованием.

Основными преимуществами многоуровневой структуры высшего образования являются следующие:

—реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого;

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13