Выполнение задания

Работа, которую будут выполнять дети, должна представ­ляться им как важная, нужная. В этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения, ответственного отношения к ней. Воспитатель разъясняет пользу этого труда.

В процессе коллективной групповой деятельности детей вос­питатель ставит своей основной задачей формирование представ­лений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то в дру­гом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети. Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и ра­бота у них спорится, быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые». Воспитатель, оценивая качество работы детей, подчер­кивает моральную сторону их поведения, благодаря которой и качество становится высоким.

В другой ситуации воспитатель, предупреждая возможную ошибку в качестве работы, переносит ее последствия в план оценки деятельности детей и их отношения к порученному делу. Более того, он вводит понятие: товарищей нельзя подводить; на конкретном примере из деятельности самих детей подводит их к пониманию этой нормы: «Не торопись ставить растения на по­доконники, а то с них стечет вода, подоконники снова станут мокрыми и тогда ты подведешь своих товарищем, ведь они так старались, вытирая подоконник, а им сделают замечание, что они неаккуратно работали».

Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивает нравственные проявления, отношение к товарищам, к порученному делу. В процессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которые складываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности и т. д.

Немаловажной задачей является также умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончили работу. Наблюдая за деятельнос­тью детей, он может заметить, что какое-либо звено задержива­ется или может выполнить порученное дело раньше. Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молод­цы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажи­тесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда то­варищам трудно». Воспитателю важно не только пригласить де­тей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети не справились с работой: «Как много ока­залось у них дела! Гораздо больше, чем у всех остальных. Им надо помочь, так будет по-товарищески».

Однако не всегда воспитатель присоединяет детей, закончив­ших работу, к тем, кто еще не справился с заданием. В том случае, если он видит необходимость дать последним возможность самим довести ее до конца, он дополняет объем работы первых. Например, если дети подклеивают коробки, напоминает, что есть еще несколько, требующих ремонта, если убирают стеллаж, предлагает вытереть и вешалки для полотенец и т. д.

В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу».