Подготовка учеников к роли групповода.

В успешном проведении урока, в воспитательном воздействии на учеников существенную роль играет организация помощников учителя. Среди них особое место занимают групповоды. В роли их должны побывать все ученики, чтобы у каждого развивались необходимые для этого способности и умения. Хорошая организация помощников учителя - это обучение детей самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Исходя из этих методических положений, ясно, что вести подготовку групповодов только на специальных семинарах далеко не достаточно. Важно систематически готовить всех учеников к умению возглавлять занятия в группе. А это возможно только в процессе обучения на уроке. Разумеется, обучая всех, учитель в то же время будет выбирать в первую очередь самых лучших, более способных, но постепенно необходимыми знаниями и умениями будут овладевать все.

Готовить своих помощников - значит ещё одна дополнительная задача ко всем учебным задачам, стоящих перед уроком? Нет, это не дополнительная, а органически входящая в процесс обучения, важно только избрать для этого соответствующие активные способы и приёмы организации учебного труда.

Какие же из них наиболее способствуют не только успешному обучению, но и подготовке помощников?

В первую очередь - предусматривающих взаимную проверку и помощь учеников друг другу при разучивании движений - взаимообучение. К таким относится известный способ организаций занятий сменами с разделением учеников на пары. Ученик, ожидающий очереди, наблюдает за действиями своего напарника и по заранее указанным учителем критериям устанавливает, что хорошо, что плохо выполнено тем, за кем он наблюдает. Выполняя такие задания учителя, при упражнении сменами, наблюдающие помогают своим партнёрам лучше усвоить технику и в то же время отлично усваивают её сами. Воспитывая, таким образом, у детей «умную» активность и инициативу, постепенно усложняя задания, учитель готовит детей к выполнению обязанностей групповода, без чего невозможно успешно проводить занятия групповым способом.

При разделении класса на группы надо также привлекать всех учеников к наблюдению за упражняющимися, к взаимообучению. Например, двое выполняют задание на перекладине, а все остальные, сидя на гимнастической скамейке, наблюдают. Старший в отделении страхует и также подмечает положительное и отрицательное в движениях упражняющихся. Выполнив задание, ученик выслушивает замечания.

Возможен и такой вариант - шефство сильного над менее подготовленным на определённой серии занятий. Каждый «сильный» наблюдает за своим подопечным, когда тот упражняется (в порядке очередной попытки) и помогает ему осваивать движения. Полезно также взаимообучение в группе с оценкой, которую корректирует учитель, обязательно аргументируя окончательный балл.

Когда двигательные действия усвоены и используются преимущественно для развития двигательных качеств, взаимообучение продолжается, но теперь ученики наблюдают не только за техникой, но и за количественными результатами, характеризующими развитие двигательных качеств. Упражнения выполняются на большое число повторений (например, подтягивание, приседание на одной ноге, сгибание и разгибание рук в упоре и т. п.); на большее расстояние (например, прыжки в длину, метания); на меньшее время, затраченное на преодоление дистанции бега, полосы препятствий, передвижение на лыжне и т. п.

Содействуют воспитанию активности и инициативы и другие методы организации учебного труда на уроке: индивидуальные задания отстающим ученикам, выполняемые ими на уроке самостоятельно, а также с помощью более подготовленных ребят. Например, учеников, отставших в овладении кувырком вперёд, выделяют в небольшую группу, отводят им гимнастичекий мат и назначают руководителя из числа лучших «акробатов» класса. Ставится условие: как только у отстающего получится кувырок вперёд, этот ученик переходит из группы отставших в основную и выполняет акробатические упражнения вместе со всем классом. Это, как показал опыт, исключительно повышает активность школьников: каждому хочется поскорее догнать товарищей.

Так, в процессе обучения решается задача подготовки помощников, а вместе с тем ученики получают необходимые знания и умения для самостоятельных занятий.

Лучшей организацией самостоятельного выполнения учебных заданий под контролем групповода способствует применение наглядных пособий (особенно учебных карточек) и технических средств точной информации о правильном выполнении движений.

Таковы организационные приёмы взаимообучения в системе «ученик - ученик». Но чтобы оно проходило успешно, необходимо вооружать учеников (и в первую очередь тех, кто в конкретный момент исполняет роль групповода) критериями правильного выполнения, средствами исправления допускаемых ошибок.