Организация класса как рабочей группы.

Дежурных специально назначают на урок физической культуры двух - мальчика (юношу) и девочку (девушку). Один из них ответственный, он и отдаёт рапорт. Дежурство на уроках физической культуры целесообразно передавать рядом стоящим в строю. В обязанности дежурных входит своевременная подготовка учащихся к уроку в соответствующей одежде (в гимнастическом зале, на площадке осенью, весной, зимой на лыжах и др.); обеспечение своевременной явки учеников на занятия по звонку; построение класса в шеренгу; рапорт учителю; подготовка к уроку мелкого инвентаря (скакалки, мячи, палки и др.), наглядных пособий; участие в подготовке и уборке снарядов.

Командиры отделений назначаются, выбираются по-разному. Главные обязанности командира отделения: знать место построения и занятия группы, расположение снарядов, содержание заданий, намеченных для данной группы; уметь правильно выполнять и объяснять упражнения, оказывать страховку и помощь своим товарищам.

Судьи по спорту привлекаются учителем к оценке качества выполнения упражнений, к учёту результатов контрольных упражнений. Подготовка судей и работа с ними ведётся в соответствии с положением о юном судье по спорту.

Все названные активисты должны стать надёжными помощниками учителя на уроке, от их деятельности в определённой степени зависит успешное проведение занятий. Поэтому надо уметь выявлять, выбирать, назначать помощников, своевременно заменять их, а главное - постоянно с ними работать.

С чего нужно начинать учителю эту работу?

Прежде всего, на вводном уроке учитель рассказывает о том, чему он научит учеников по своему предмету, подчёркивает роль занятий для укрепления здоровья и улучшения физического развития, указывает, что от учеников для этого требуется. На этом же уроке выбираются физорг и его заместитель (предварительно учитель советуется о возможных кандидатах с классным руководителем). Тут же кратко говорит об обязанностях физорга и о том, чтобы ученики класса поддерживали его, помогали ему и заместителю в их деятельности. Дальнейшая работа с физоргами в течении года идёт по намеченному плану.

Большое значение имеет правильная организация отделений (групп) и выявление их командиров (групповодов). Опыт показывает, что один их целесообразных вариантов - создание отделение (групп) мальчиков и девочек на основе данных физической подготовленности и состоянии здоровья. Данные физического развития, в частности, такие, как рост, вес, не имеют решающего значения. Более важно учитывать при организации отделений уровень физической подготовленности учащихся, так как это даст возможность обеспечивать посильность поручаемых учебных заданий. Стремление стать лучшими в своём отделении присуще каждому ученику, что существенно улучшает качество обучения.

Физическая подготовленность учащихся определяется на первых уроках путём проведения экспресс тестов или контрольных упражнений из школьной программы (бег, метание мяча на дальность, прыжки с места в длину и т. п.). На основе результатов этой проверки в классе формируются отделения мальчиков (юношей) и девочек (девушек): слабое и сильное. Называть отделения следует по номерам - первое, второе и т. д.

В классах, где работа ведётся учителем из года в год, занятия можно вести с отделениями, образованными в предыдущем учебном году. Состав отделения может в течение года частично меняться. С ростом физической подготовленности, улучшением или ухудшением состояния здоровья ученики переводятся в соответствующее отделение. Состав отделений может меняться в зависимости от учебного материала, который походят ученики в данной четверти. Может оказаться, что учащиеся хорошо усваивают учебный материал из раздела лёгкой атлетики и хуже - гимнастики, или, скажем, лыжной подготовки.

Списки учащихся по отделениям надо согласовывать с врачом. Бывают случаи, когда он считает необходимым перевести ученика из сильного в слабое отделение и наоборот - в зависимости от изменения состояния здоровья. Во время проверки двигательной подготовленности детей учитель внимательно наблюдает за ними, выделяя наиболее подготовленных, которых и назначает групповодами.

Перейти на страницу: 1 2 3