Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр

III. Игровое действие.

Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить игровую задачу. Игровые действия – сложные умственные операции, выраженные в процессах мышления. В играх, где участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия едины для всех. Иногда они не видны, т. к. идут в уме. Игровые действия взаимодействуют друг с другом, подкрепляют друг друга при условии познавательного содержания.

IV. Игровые правила.

Они организуют и направляют игровое поведение детей. Без выполнения правил не выполняется дидактическая задача. Правила дисциплинируют детей в игре. Правила могут запрещать, предписывать, разрешать действия. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, выполнение ими норм поведения. Правила определяют порядок игровых действий и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений. В этом их воспитывающее значение. [9, с. 12-15].

V. Результат игры.

Дидактические игры почти все на победителя. Это тоже повышает интерес детей.

«Чем правила жестче, тем острее игра и динамичнее, ярче окончание игры… Факт создания мнимой ситуации ведет к развитию отвлеченного мышления».

Облегчают подведение итогов фишки и жетоны.

Выше приведенные сведения еще раз доказывают уникальность дидактической игры, ее эффективность в обучении.

«Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают». (А. Н. Леонтьев) [16, с. 331].

Такая игра не дает способы ориентировки в готовом виде, а вызывают потребность в поиске, т. е. предоставляет возможность для саморазвития; обеспечивают благоприятные возможности для реализации способностей посредством овладения в доступной форме систематизированным человеческим опытом. [13, с. 78].

Приведенные выше сведения являются доказательством состоятельности и многоплановости дидактической игры как средства обучения и всестороннего развития детей. Хотя в рамках нашей работы наиболее важно выявить ее эффективность как средства совершенствования словообразовательных умений умственно отсталых детей первого года обучения.

Изучая работы Е. И. Тихеевой, встретили мнение о том, что если развитие детей протекает нормально, то грамматические ошибки постепенно и последовательно изживут себя. У умственно отсталых детей все конечно намного сложнее: их грамматические ошибки нужно исправлять, вести специальную педагогическую работу. Е. И. Тихеева утверждает, что обязательные педагогические мероприятия должны заключаться в том, чтобы воспроизводить ошибок детей, а говорить с детьми всегда безупречно правильно.

Нужно оберегать детей от восприятия речевых форм, могущих испортить их язык; заботиться о том, чтобы слух ребенка воспринимал образы лишь совершенной речи. Но самое главное, неустанно вести работу с детьми. Прежде всего, следует тщательно регистрировать главнейшие, преобладающие ошибки детей и уделять им специальное внимание, придумывать соответственные устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать искоренению этих ошибок.

Но злоупотреблять этими упражнениями нельзя, а главное, их нужно вести весело, живо, позволяя детям разнообразить их содержание по своему усмотрению.

Делать поправки следует только тогда, когда уверен, что они дойдут до сознания умственно отсталого ребенка. Поправлять спешно, мимоходом, в разгар игры или работы, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя. В лучшем случае, оно пройдет не замеченным, в худшем – вызовет раздражение детей.

Из сказанного Тихеевой, логично вытекает мысль о том, что вести работу по совершенствованию словообразования и искоренению ошибок лучше всего в игре, и игре дидактической. Дидактическая игра, во-первых, предполагает только правильное литературное общение, во-вторых, где, как ни в дидактической игре отследить и наладить работу по искоренению ошибок в словообразовании (дидактическая игра и есть те упражнения, о которых говорит Тихеева); в-третьих, дидактическая игра интересна детям, как игра, ведь это для дошкольников основной вид деятельности. Но она не дает массу возможностей для изменения и фантазий при решении дидактической задачи. А так же в дидактической игре можно поправлять детей, не опасаясь, что поправка не дойдет до сознания умственно отсталого ребенка. Ведь дидактическая задача узкая и внимание ребенка направленно на тот спектр словообразования, где у ребенка есть проблемы, а воспитатель заостряет на них внимание и помогает их решать.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14