Общение в обучении.

В настоящий момент говорят об интерактивном обучении

– обучении, погруженном в процесс общения. Как мы уже упоминали ранее, чтобы процесс обучения был эффективным в нем должны присутствовать все три стороны общения:

- информативная ( передача и сохранение информации )

- интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности)

- перцептивная ( восприятие и понимание человека человеком ).

На деле же образовательная ситуация сильно деформирована: школьник ориентирован только на получение, сохранение и выдачу информации. Технология традиционного обучения практически не формирует навыков совместной деятельности ( взаимодействия ). Учебная деятельность построена на связи '' Учитель – Ученик '' : это касается и индивидуальной и фронтальной работы. К тому же и содержание изучаемого материала, особенно физики, математики и др. точных наук, не способствует развитию эмоциональной сферы, не содержит основы для сопереживания.

Можем ли мы изменить эту ситуацию? Да! Интерактивное обучение в настоящее время может осуществляться по двум направлениям:

а) введение специальных учебных курсов '' Культура общения '', '' Риторика '', '' Мы живем среди людей '' и т.д.

б) максимальное использование учебных ситуаций, создании ''поля общения'' для учащихся.

Первый вариант обычно ложится на плечи одного учителя и как показывает практика не приносит ощутимых результатов в общем культурном фоне школы. Второй путь предполагает ежедневную работу всего педагогического коллектива, включая и членов школьной администрации. Но эта работа приносит гораздо больше результатов, т.к. у учащихся вырабатывается активная позиция по отношению к обучению.

Какие же методы и приемы организации учебного диалога используются в интерактивном обучении.

Приемы интерактивного обучения

Невербальные Вербальные

-

визуальные - умение задавать открытые вопросы

- акустические - определение учителем собственной

позиции

- тактильные - готовность учителя к анализу и

самоанализу занятия

- ведение заметок, способствующих

отслеживать течение занятия, его

кульминацию, результативность

Их можно подразделить на вербальные и невербальные. К невербальным относят:

1)

Визуальные : выражение лица ( заинтересованное, равнодушное и т.д.), позы и движения (располагающие к общению, угрожающие и пр. ), контакт глаз ( взгляд на собеседника, избегание прямого взгляда и т.п.);

2)

Акустические: интонация ( громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы;

3)

Тактильные: расстояние ( далекое – близкое, т.е. способствующее или препятствующее контакту ), прикосновения ( одобряющие -агрессивные ) и пр.

Среди вербальных приемов интерактивного обучения выделяют:

1)

Умение задавать вопросы с '' открытым концом '' ( т.е. такие, которые заранее ориентированы не на единый – '' правильный '' – ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме );

2)

Определение учителем собственной позиции не как определяющей во взаимодействии, но как нейтральной, что дает возможность учащимся во время занятия высказывать и ''правильные'' и ''неправильные'' точки зрения без боязни, что их одернут, остановят и т.д.;

3)

Готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающих пониманию, что, как и почему происходило на занятии; где взаимодействие ''зависало'', с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т.д.;

4)

Ведение заметок, способствующих отслеживанию течения занятия, его кульминации, результативности…

Все это необходимо учитывать. Обычно учитель в классе вынужден

стоять, таким образом, возвышаясь над учащимися, которые воспринимают эту ситуацию по-разному: одни – спокойно, другие – как угрожающую. Часто можно увидеть как ученик, к которому учитель наклонился помочь, замыкается, отмалчивается, в итоге взаимодействие не состоялось. А могло бы быть иначе, если бы учитель начал общение с учащимся, зрительно находясь с ним на одном уровне ( присел к нему за парту ).

Перейти на страницу: 1 2