Способы умственных действий.

Индивидуальный психологический процесс, который привел человечество к современному уровню цивилизации – это мышление.

Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление – это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации и получения результатов: управленческих решений продуктов творчества, новых знаний. ЗУНы – хранящиеся в памяти эмоциональные и знаковые образы и их связи – являются базой, средством для мышления.

Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами умственных действий. (СУД) Их можно классифицировать следующим образом.

1) По характеру преобладающих средств мышления: предметно действенные, наглядно – образные, абстрактные, интуитивные.

2) По логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, рефлексия и т.д.

3) По форме результата : создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория.

4) По типу логики мышления: рассудочно – эмпирические (классически - логические) и разумно – теоретические (диалектико-логические)

Кроме термина «способы умственных действий» в педагогических технологиях используется термин «способы учебной работы», которым обозначается область умений, играющих исключительно важную роль для успешного научения.

Важнейшими общеучебными способами работы (умениями и навыками) являются:

I.Умения и навыки планирования учебной деятельности:

осознание учебной задачи, постановка целей, выбор рационального пути их достижения, определение продолжительности и последовательности этапов деятельности, построение модели (алгоритма) деятельности, планирование самостоятельной работы на уроке и дома, планирование на день, неделю, месяц.

II.Умения и навыки организации учебной деятельности:

организация рабочего места в классе – наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических условий, организация режима работы, организация домашней самостоятельной деятельности, определение порядка и способов умственных действий.

III.Умения и навыки восприятия информации:работа с различными источниками информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой, конспектирование, библиографический поиск, работа со справочниками, слушание речи, запись прослушанного, внимательное восприятие информации, управление вниманием, наблюдение, запоминание. Особую группу образуют умения и навыки работы с компьютером.

IV.Умения и навыки мыслительной деятельности:

осмысливание учебного материала, выделение главного, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция – дедукция, классификация, обобщение, систематизация доказательств, построение рассказа, ответа, речи, аргументирование, формулирование выводов, умозаключений, решение задач, проблем.

V.Умения и навыки оценки и осмысливания результатов

своих действий, самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности, оценка достоверности изложения , верности решения, оценка различных сторон явлений, умение проверять правильность и точность своих знаний, практических навыков, рефлексивный анализ.

Таким образом, СУД входят важнейшей составной частью в способы учебной работы как более широкое понятие, включающее и внешние действия учащегося.

На школьном этапе развития личности уровень СУД определяет так называемая «обучаемость» ребенка, т.е. его способность к усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность решать теоретические и практические задачи (о чем далее и пойдет речь).