Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в    подготовительной группе детского сада (авторы - Т. Б. Филичева, Т. Б. Туманова, 1999)

3-го лица настоящего и прошедшего времени;

г) согласование числительных с существительными;

д) усвоение некоторых способов словообразования;

е) составление предложения по вопросам, по демонстрации дей­ствия, по опорным словам, распространение предложений.

5. Развитие связной речи:

а) умение с опорой на вопросы составить рассказ по картине, по серии картин;

б) заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, чистоговорок и скороговорок.

6. Анализ и синтез звукового состава слова: а) деление слов на слоги;

б) построение схем одно-, дву- и трехсложных слов;

в) звукослоговой анализ и построение схем односложных слов типа суп, двусложных слов типа зубы;

г) звукослоговой анализ односложных слов со стечением соглас­ных в начале слова типа стол, двусложных слов типа мышка;

д) преобразование слов путем замены или добавления звуков (сто - стол);

7. Подготовка к обучению грамоте: а) знакомство с буквами а, у, м, ш; б) составление схемы из букв.

8. Развитие графических навыков. Содержание соответствует плану воспитателя.

В течение третьего периода обучения

(2 половина фев­раля - май) фронтальные занятия логопеда по произношению проводятся 2 раза в неделю, по развитию речи - 2 раза в неделю, по грамоте - 1 раз в неделю.

Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю, по формированию графических навыков - 1 раз в неделю.

Содержание фронтальных логопедических занятий

1.Произношение: закрепление произношения звуков [ч], [щ] и всех ранее пройденных.

2.Развитие фонематического восприятия:

а) различение на слух: [ч]-[т']-[с']-[щ], [щ]-[ч]-[с']-[ш];

б) дифференциация правильно произносимых звуков: [ч]-[т']-|ч|-[с'],[щ]-[ш],[щ]-[c`

].

3.Работа над слоговой структурой слова: употребление в речи слов сложной слоговой структуры типа электричество, часовщик в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи.

4.Развитие связной речи:

а) составление рассказа с опорой на вопросы, на картинку, серию картин и т. п.;

б) закрепление навыков фонетически и грамматически правиль­ной, выразительной речи в диалоге и монологе.

5. Обучение грамоте: а) деление слов на слоги и звуки;

б) членение предложений на слова, определение порядка слов в предложении;

в) составление схем слов для слогозвукового анализа;

г) знакомство с буквами р, п, ы, л, н, с, о, к, х, т, и;

д) воспитание навыка слитного осознанного, послогового чтения слов, предложений, текстов, с четким и правильным произнесением каждого звука;

е) складывание из букв разрезной азбуки слов, простых предло­жений;

развитие умения преобразовывать слова (суп - сук - сок).

Содержание фронтальных занятий воспитателя

Подготовка к обучению письму:

«печатание» букв и слов;

написание слов - раздельное друг от друга;

постановка точки в конце предложения;

употребление заглавной буквы в собственных именах и в нача­ле предложения.

Логопед, планируя фронтальные занятия, указывает воспита­телю:

какую лексику, согласно календарному плану, надо закрепить, актуализировать;

какой языковой материал нужно использовать на занятиях по развитию речи и в логопедических играх по закреплению отрабо­танных грамматических категорий;

какой лексический материал можно брать для закрепления и дифференциации звуков в речи;

какая работа должна планироваться воспитателем по закреп­лению навыков звукослогового анализа и навыков чтения.

Работа по развитию графических навыков

В подготовительной группе ФФНР в сетке часов воспитателя выделяется специальное время для подготовки детей к письму - 1 занятие в неделю во втором и третьем периоде.

В процессе формирования графических навыков у детей нужно развивать: произвольное внимание и память, пространственные ориентировки. Решение этих задач невозможно без определенного уровня развития зрительного восприятия и умения координиро­вать движения руки.

Перейти на страницу: 1 2 3