Некоторые  приёмы  обучения  аудированию.

Вопросы обучения аудированию являются наименее разработанным разделом методики обучения иностранному языку. По-прежнему для учащихся представляет трудность восприятия иностранной речи на слух, несмотря на то, что большинство слов, которые они слышат им знакомо из обучения чтению. Именно поэтому необходимы специальные приёмы обучения учащихся, однако соответствующих упражнений представлено в методической литературе очень мало (8, с.54).

Первый приём, который часто упоминается в специальной литературе, заключается в неоднократном прослушивании

незнакомого текста с целью улучшения его понимания

. При этом учащимся не раскрывается содержание аудиотекста. К неоднократному прослушиванию приходиться прибегать в жизни, когда к нам в руки попадает носитель записи без текста. Это происходит, например, при расшифровке текста песен по фонограмме (24, с.62).

Рассмотрим приём обучения учащихсяраспознаванию слов в

потоке речи в сложных условиях восприятия

. Для работы необходимы: магнитофон с кнопкой «Пауза», кассета с записью образца иноязычной речи, а также печатный текст этой звукозаписи. Порядок работы следующий. Преподаватель, пользуясь кнопкой «Пауза» магнитофона, предъявляет звукозапись учащимся в виде фрагментов из 5-7 слов, т.е. одно короткое слово или предложение. Прослушав очередной фрагмент, учащиеся должны хором повторить прозвучавший текст на иностранном языке, а затем перевести. Затем учитель предъявляет следующий фрагмент и так далее. Дойдя до конца текста, запись перематывается назад и прослушивается целиком, чтобы учащиеся убедились в том, что теперь достаточно уверенно понимают текст. Повторение текста вслух за магнитофоном с установкой на имитацию попутно позволяет отрабатывать фонетику изучаемого языка, включая интонацию, кроме того, так тренируются механизмы речедвигательного аппарата. Необходимость запоминания фрагмента для воспроизведения вслух тренирует кратковременную память учащихся. Воспроизведение смысла фрагмента на русском языке позволяет проконтролировать владение учащимися лексикой, а также позволяет расширить словарный запас за счет слов из текста тем, кому это необходимо. Данное упражнение носит комбинированный характер, что делает его особенно полезным (28, с.131).

Следующий приём описан в действующих УМК

. Покажем последовательность действий учителя при работе над материалом в течение урока.

Снимает трудности;

Даёт установку на работу с текстом и первое прослушивание;

Предлагает прослушать учащимся текст в записи или с голоса: читает, а лучше рассказывает;

Проверяет, как поняли, исходя из установки на первое прослушивание;

Даёт установку на второе прослушивание;

Предлагает прослушать текст ещё раз;

Проверяет, как поняли, исходя из установки на второе прослушивание.

В практической части нашей работы изложена опытно-исследовательская работа по изучению эффективности данных приёмов обучения аудированию.