Сущность и структура педагогической технологии

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости педагогическим процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей. Поэтому технология постановки целей становится важнейшим исходным условием педагогической технологии.

Педагогическая технология предполагает точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения. Ясно, что педагогические технологии не могут быть чем-то принципиально иным по сущности, чем другие технологии. Как и любые иные, они имеют свои отрасле­вые (клановые, профессиональные) осо­бенности и в том, какими методами и средствами оперируют, и в том, с каким «материалом» имеют дело.

Их специфика проявляется и в наличии воспитательного компонента (а отсюда их отчасти вероятностный харак­тер), и в необходимости учета философ­ского, психологического, медицинского и экологического аспектов проблемы.

Приведем наиболее существенные признаки педагогических технологий:

1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора.

2. Технологическая

цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций

выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого резуль­тата.

3. Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учи­теля и учащихся (на договорной основе) с учетом принципов ин­дивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации че­ловеческих и технических возможностей, диалогического общения.

4. Элементы педагогической технологии должны, с одной сторо­ны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой — гаран­тировать достижение планируемых результатов (государственно­го стандарта) всеми школьниками.

5. Органической частью педагогической технологии являются диа­гностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).

Подобно тому, что в педагогической теории не существует единого и устоявшегося определения педагогической технологии, т.е. нет общепринятого понятия, так и не существует единого мнения по поводу сущности и структуры педагогической технологии. Разные авторы по-своему рассматривают данную проблему, поэтому и изучать ее следует в соответствии с различными мнениями. Автор данной работы рассматривает точки зрения на проблему ведущих специалистов: Т.А. Стефановской, Г.К. Селевко и В.А. Сластёнина.

Итак, Г.К. Селевко (20) полагает, что педагогическая технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью ученика и учителя, её структурой, средствами, методами и формами. Поэтому, согласно его теории, в структуру педагогической технологии входят:

1. Концептуальная основа;

2. Содержательная часть (цели обучения – общие и конкретные, содержание учебного материала);

3. Процессуальная часть – технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников, методы и формы работы учителя, деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса).

Таким образом, Г.К. Селевко разбивает структуру педагогической технологии на 3 компонента: концептуальную основу, содержательную часть и процессуальную часть.

Рассмотрим ещё одну точку зрения на сущность педагогической технологии – это точка зрения В.А. Сластёнина. (21). В своём учебном пособии он говорит о том, что одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Таким образом, В.А. Сластёнин выделяет следующие компоненты педагогической технологии:

1. Аналитическая деятельность (завершающаяся постановкой диагноза).

Перейти на страницу: 1 2 3