Характеристика и виды университетов и политехнических вузов.

По структуре университеты подразделяются на коллеги­альные и унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов — Оксфордский и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В со­став унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения.

Деятельность университетов регулиру­ется их королевскими хартиями или уставами.

Формально университет возглавляет канцлер, назначае­мый королевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой администрации университета явля­ется вице-канцлер или ректор (Шотландия). Руководящие органы университетов — совет и сенат. Совет — высший административный орган, который формирует преподава­тельский и вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат — академический орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Состав органов управления также избирается. В органы управления в последнее время стали входить на паритетных началах представители профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций, заинтересован­ных в подготовке специалистов.

Учебный год в вузах Великобритании начинается в октяб­ре и делится, как правило, на триместры по 8—10 недель каждый. Продолжительность летних каникул четыре месяца — с 1 июня по 30 сентября.

Основными видами занятий в вузах Великобритании яв­ляются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод обучения, пред­полагающий занятия с 2—10 студентами, которые проводят­ся тьютором не реже одного раза в неделю). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Прак­тические занятия вынесены за рамки учебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного времени. Тради­ционный академизм университетов привел к тому, что про­изводственная практика либо совсем не включается в про­грамму подготовки, либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов самостоятельного приобретения практического опыта. В не­которой степени решению этой проблемы способствует обу­чение по системе сэндвич-курсов, в соответствии с которой работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим обучением. Такая форма стала применяться и в университетах, но на­иболее широкое распространение она получила в системе дальнейшего образования и, в частности, в политехнических колледжах.

Создание Открытого университета явилось началом раз­вития в стране высшего заочного образования. Университет ведет подготовку по следующим направлениям: гуманитар­ному, естественному, социальным наукам, математике, педа­гогике и технологии производственных процессов. Обучение строится на основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов, рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле- и радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), вы­полнения практических работ, контрольных письменных за­даний (15%).

Система экзаменов в университетах определяется харти­ями, однако в большинстве случаев проводится два основ­ных экзамена — в конце 1-го и 3-го годов обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и уро­вень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений присваиваются академические степени; универси­тетские и Совета по национальным академическим квалифи­кациям.

По своему образовательному уровню степени, присужда­емые в университетах, разделены на пер­вые и высшие. В большинстве университетов первая степень по гуманитарным и естественным наукам — бакалавр. Курс обучения для получения первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в медицине — 6 лет).

Первые академические степени бывают двух видов — почетные и обычные. Учебный курс, рассчитанный на полу­чение почетной степени, предполагает глубокое изучение ограниченного числа предметов (в большинстве случаев ос­новного и одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной степени, рассчитан на изучение более широкого круга дисциплин.

Высшими степенями, присуждаемыми в вузах, являются степени магистров наук, искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степени магистра наук или искусств присваиваются после получения степени бакалавра и дальнейшего обучения (1—2 года) или выполнения научно-исследовательской работы. В последнее время введена степень магистра философии, которая в основном присуждает­ся за научно-исследовательскую работу, проведенную в те­чение 2-х лет и более. Следует отметить, что степень магис­тра вообще мало распространена в стране, и ее часто присуждают лицам, которые не смогли пройти полный курс докторской подготовки.

Перейти на страницу: 1 2