Самосовершенствование и самовоспитание

Первый этап работы по стимулированию самовоспитания учащихся начинается с диагностирования их готовности к са­мовоспитанию. Это необходимо для реализации дифференци­рованного и индивидуального подходов. Диагностирование осу­ществляется по трем критериям: когнитивному, мотивационному и деятельностному. При этом выясняется, знаком ли ре­бенок со способами самопознания и регулирования своего по­ведения, хочет ли больше знать о себе и изменить себя, пред­принимает ли что-нибудь для этого.

В процессе диагностики педагогу целесообразно организовать:

• «анализ мотивов самовоспитания; поведения учащихся в естественных или искусственно созданных проблемных ситуациях в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, в процессе общения друг с другом, с педагогами и другими людьми;

• наблюдение, представляющее собой организованную, це­ленаправленную и планомерную фиксацию фактов, сви­детельствующих об изменении учащимися самих себя, сво­его отношения к себе и окружающей действительности;

• беседу, являющуюся одновременно и методом изучения, и методом воспитания учащихся, формирования у них ус­тановки на самовоспитание;

• анализ сочинений учащихся, их размышлений о себе;

• экспресс-опрос учащихся, родителей, позволяющий по­лучить определенную информацию от значительного чис­ла людей за короткое время;

• хронометраж времени, позволяющий довольно быстро по­лучить информацию не только о том, как учащиеся про­водят свой день, но и данные о наличии (или отсутствии) у них таких качеств, как умение планировать и органи­зовывать время, деловитость, ответственность, самокон­троль, способность к самоанализу и т.д. Одновременно хронометраж времени выступает и стимулом самовоспи­тания;

• обобщение независимых характеристик — сравнение и со­поставление характеристик учащихся, данных разными людьми — классным руководителем, другими педагога­ми, родителями, товарищами;

• педагогический консилиум — совместное обсуждение ин­дивидуальных особенностей учащихся всеми или не­сколькими педагогами, знающими их, для определения способов стимулирования самовоспитания.» [14

c. 76-77]

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следст­вием становится нравственное самовоспитание и самосовершенст­

вование школьников.

Самовоспитание представляет собой целе­направленное воздействие индивида на самого себя с целью выра­ботки желаемых черт характера. В этих целях младшие подростки прибегают к радикальным средствам, ставят себя в экстремальные ситуации для закалки мужества, укрепления волн, дисциплинированности, выдержки. Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жиз­ни, поднятия его на ступень более высокого качества. Для младших подростков характерно стрем­ление к самовоспитанию. К окончанию школы у некоторых юношей и девушек возникает духовная потребность сознательного самосо­вершенствования.»[9. c. 169]

Нравственное воспитание младших подростков, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает у подавляющей массы школьников форми­рование любви к Родине, бережного отношения к всему много­образию собственности и творческого отношения к труду. Его ре­зультатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, вни­мательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочета­ние общественных и личных интересов.

Перейти на страницу: 1 2