Констатирующий эксперимент.

После проведения подготовительной работы началась экспериментальная часть исследования. Задачи констатирующего этапа исследования были следующие:

выявить уровень знаний младших школьников по данной теме;

определить особенности восприятия детьми православного зодчества.

Детям была предложена система вопросов и проведен урок по изобразительному искусству по теме: «Русские православные храмы».

Система вопросов:

Что такое Православие?

Что такое архитектура?

Что такое собор, церковь? Чем они отличаются?

Чем соборы, храмы и церкви отличаются от других архитектурных сооружений?

Чем украшены храмы внутри и снаружи?

Что делают люди в храмах. Зачем?

Какие православные храмы, церкви, соборы Санкт-Петербурга вы знаете?

Когда в Санкт-Петербурге начали строить церкви?

Какая первая церковь, ставшая впоследствии собором, была построена в нашем городе?

При каком государе она была построена?

В честь чего (кого) строились храмы, соборы, церкви?

Кто такие святые?

Каким святым посвящены петербургские храмы и почему?

Какие ты знаешь церковные православные праздники?

В каких храмах, соборах, церквях вы были?

Какой православный храм, церковь, собор нашего города вам нравится больше всего? Почему?

В каких архитектурных стилях строились храмы Санкт-Петербурга?

Каких архитекторов петербургских храмов, соборов, церквей вы можете назвать?

Какие православные храмы других русских городов вы знаете, в каких из них вы были?

Результаты анкетирования были занесены в таблицу.

Результаты констатирующего эксперимента в 44 школе.

Для определения уровня знаний и особенностей восприятия православной архитектуры были проведены анкетирование и анализ детских рисунков.

Было установлено, что дети младшего школьного возраста, на основе сложившихся у них к этому времени представлений о православной архитектуре и в результате накопленных знаний, имеют лишь частичное понятие о Православии и православном зодчестве Санкт-Петербурга.

Наибольшей схематичностью и разрозненностью отличались знания и представления детей о Православии, архитектуре, о времени начала строительства церквей и храмов в нашем городе, о православном зодчестве других русских городов.

Наиболее точными оказались следующие ответы: «Православие - это вера в бога», но были и не верные ответы типа: «Православие - это церковный праздник». Архитектуру дети часто определяли как скульптуру или картины, лишь некоторые написали, что «архитектура - это строительство домов». Многие считают, что строительство храмов в нашем городе началось в 19 или 20 веках, а двое учеников - до правления Петра 1, некоторые просто поставили прочерк. Лишь три ребенка назвали православные церкви других городов: Кремль, Смольный собор в Москве, «московский храм» и «церковь в Галиче».

Дети ничего не могли сказать об архитекторах и архитектурных стилях петербургских храмов, соборов и церквей.

Только половина ребят смогли написать, что такое храм и церковь (однако, их различие правильно не указал никто), и какая первая церковь была построена в Санкт-Петербурге. Храмы и церкви ребята в основном охарактеризовали так: «Церковь - это место, где проходят богослужения и молятся (крестят детей)». Трое учащихся уверены, что первым собором нашего города был Исаакиевский, а двое - что это была церковь Спас-на-Крови.

Большинство учеников смогли назвать в среднем 2-3 храма и собора нашего города (были названы Исаакиевский, Троицкий, Никольский, Казанский, Смольный, Петропавловский соборы и Спас-на-Крови) и написать какой из них им больше всего нравится, но только немногие смогли объяснить почему. Лишь половина детей назвали те соборы, церкви и храмы Петербурга, которые они посетили. У большинства ребят достаточно четкое представление о том, в честь чего и кого строились церкви на Руси: «…в честь побед, святых, в честь бога».

Перейти на страницу: 1 2 3 4