Казанский собор.

Казанский собор занимает выдающееся положение по своей святыне: чудотворной иконе Казанской Божьей Матери. Эта икона - третий список Казанской иконы, если за первый считать самую древнюю икону 16 века.

Уже в 1710 году на Большой Посадской улице обозначилась Казанская часовня, а в ближайшие годы для Казанской иконы там же была построена церковь. Анна Иоановна выстроила большой храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы на нынешнем Невском проспекте. От иконы церковь стала называться Казанской, а Елизавета Петровна переименовала ее в собор.

Мысль о постройке нынешнего Казанского собора и начало дела принадлежит Павлу Первому, но заложить его он так и не успел - торжество закладки совершил Александр Первый. Казанский собор был отстроен очень быстро: за 10 лет. В 1801 году была совершена закладка, а уже в 1811 году, в день празднования коронации государя - освящение.

Архитектор собора - А.Н. Воронихин - был крепостным графа Строганова. Он построил ряд частных домов, отделал для графа несколько комнат в его расстрелевском дворце на Мойке и, наконец, построил Строгановскую дачу на Большой Невке. Но талант архитектора полностью раскрылся в проекте Казанского собора. Если бы осуществился его проект постройки второй колоннады и обработки трех площадей - западной, южной и северной, - то это было бы единственное в мире, не имеющее прототипа сооружение.

Согласно плану, вторая колоннада должна была смотреть на южную площадь и иметь в правом крыле портал, открывающий проезд на Казанскую улицу, а на левом крыле - портал для проезда с Екатерининского канала. Два этих портала должны были быть ограничены глухими стенами, украшенными колоннами с внутренней стороны. Посреди площади предполагался обелиск.

Западная площадь со стороны главного входа ограничена богатейшей чугунной решеткой с двумя гранитными массивами по концам, примыкающим к порталам.

В настоящем виде собор имеет 56 гранитных колонн с бронзовыми капителями внутри и 144 из пудожского камня снаружи. И те, и другие - коринфского ордера: внутри - гладкие, снаружи - с каннелюрами. Поверх богатого антаблемента и порталов высится по всему периметру собора высокий парапет, быть может несколько тяжелый, но облегченный скульптурными фризами работы Мартоса и Прокофьева.

Внутри собор представляет собой два перекрещивающихся корабля, которые образуют два ряда парных колонн, перекрыты коробовыми сводами, которые пышно украшены богатыми кессонами. Простота и серьезность композиции, строгая выисканность пропорций придают храму торжественный вид. В общей композиции собора - строгая, но не сухая классика екатерининский времен. Оставаясь серьезным и торжественным, собор излучает какое-то нежное очарование, поэзию и теплоту.

Не только экстерьер, но и интерьер собора великолепен. Над живописным украшением собора работали лучшие в свое время художники: Боровиковский, Кипренский, Угрюмов, Шебуев. Главный иконостас был более позднего происхождения: он создан в 1834 году по рисунку К. Тона из церковного серебра.

Перейти на страницу: 1 2