Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступни полной средней школы в условиях модернизации содержания образования

Достижение этого уровня позволяет выпускникам, с одной стороны, продолжить образование в лингвистическом или ином специализированном ВУЗе, с другой - осуществлять трудовую деятельность сразу после окончания школы в выбранной профессиональной сфере, предполагающей профессионально ориентированное использование иностранного языка, например, в качестве специалиста среднего звена: секретаря-референта (со знанием иностранного языка), гида-переводчика, работника международной связи, гостиничного, ресторанного бизнеса и др.

С этим типом школ могут соотноситься и лингвистические гимназии, где на изучение иностранного языка отводится не менее 5 часов в неделю и где он рассматривается как профилирующий учебный предмет.

Введение спецкурсов, факультативов и прикладных профилей в школах с углубленным изучением иностранного языка, а также в лингвистических гимназиях позволяет не только лучше готовить выпускников к деятельности в указанных выше двух направлениях, но и расширяет диапазон подготовки выпускников по иностранному языку.

Необходимо также отметить, что модернизация содержания языкового образования и, соответственно, профилизация старшей школы должна быть соотнесена в введении института единых экзаменов.

Суть единого государственного экзамена состоит в замене сложившейся к настоящему времени двухэтапной системы одной процедурой, результаты которой используются и для получения школьного аттестата, и для поступления в учебные заведения следующего уровня образования.

В идеале итоговой аттестации выпускников средней школы должна обеспечивать:

· единство требований к знаниям выпускников;

· равные возможности получения объективной оценки для всех выпускников;

· доверия к полученным ими результатам на уровне среднего и высшего профессионального образования;

· возможность использования результатов итоговой аттестации для анализа и мониторинга состояния системы среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Целью запланированного эксперимента является отработка всех компонентов технологии проведения единого государственного экзамена, включая:

· подготовку контрольных измерительных материалов;

· процедуру проведения экзаменов;

· механизмы проверки и оценки работ, перевода полученных баллов в школьные отметки;

· механизмы использования оценок для проведения конкурса в ВУЗах;

· процедуру зачисления абитуриентов в ВУЗы.

В настоящий момент единый экзамен включает в себя два обязательных экзамена и не менее трех экзаменов по выбору выпускника. Экзамены сдаются всеми выпускниками данного года по одинаковым (с педагогической точки зрения) контрольным измерительным материалам. Предметы, по которым проводятся обязательные экзамены, и перечень предметов, по которым выпускник может сдавать экзамены по выбору, определяются и утверждаются в начале очередного учебного года. По каждому экзамены выпускник получает оценку в баллах (по 100-бальной шкале). Эта оценка переводится в школьную отметку по установленной (единой для всех) шкале перевода.

Конкурс в высших учебных заведениях проводится на основе баллов, набранных на сдачу ЕГЭ по предметам, входящим в перечень вступительных испытаний для данной специальности.

Особенностью единого государственного экзамена по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому) является то, что он совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительных в высшее учебное заведение, различающееся своим назначением. Это обуславливает двоякий характер цели ЕГЭ: определение уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью итоговой аттестации и дифференциации испытуемых по уровню владения иностранным языком для отбора при поступлении в ВУЗы.

В заключении можно отметить, что изложенный выше подход к модернизации языкового образования (иностранный язык) на старшей ступени школы позволит, как отмечалось, повысить качество подготовки выпускников по иностранному языку и таким образом добиться эквивалентности с зарубежной школой в уровне обученности этому предмету. Это даст возможность выпускникам продолжить образование или трудоустроиться за рубежом и будет способствовать в определенной мере расширению международных связей нашего государства и его вхождению в мировое сообщество.

Основные организационные формы обучения иностранным языкам на старшей ступени

Модель А

общеобразовательная универ­сальная шко­ла/классы

Модель В

Профильная школа/классы

Модель С

Профильные классы (7/10/11 классы)

Модель Д

Профильная школа(1/2—11 классы)

Иностранный язык общеобразовательный учеб­ный предмет

Иностранный язык общеобразовательный учебный пред­мет, по цели и содержание обучения в определенной мере ориентированы на выделяемый профиль, например:

Иностранный язык — профильный учебный предмет (углубленное изуче­ние + страноведение, зарубежная ли­тература)

 

Гуманитарно-филологический профиль (родной язык и литература)

Гуманитарно-социальный профиль (история, обществознание)

Естественно-на­учный профиль (фишка, химия, и др.)

 

2-3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

5 часов

модули

модули

спецкурсы

факультативы

Специфика целей и содержания обучения иностранному языку

1. Нацеленность на возможное использование иностранного языка в рамках выбранного профиля

2. Расширение информации и профильных образовательных областях/учебных предметах за счет:

— использования профильных текстов в обучении иностранному языку;

— овладения некоторым количеством соответствующих профилю иноязычных терминов;

— активизация рецептивного грамматического минимума (напри­мер, сложных форм страдательного залога);

3. Усиление деятельностной составляющей за счет:

— использования перевода как профессионально-ориентированного умения ;

— широкого использования проектной деятельности, позволяющей включить основные виды иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности

— трудовую, учебно-исследовательскую, эстетическую и др.;

— организации профессионально-ориентированного иноязычного общения

Специфика целей и содержания профильного обучения иностранному языку

1. Нацеленность на использование иностранного языка в рамках профиля, на продолжение образования в языковом ВУзе

2.3. То же, что и в модели В

- увеличение продуктивного языково­го материала — углубление и систематизация лингвис­тических, страноведческих и литерату­роведческих знаний - развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности - расширение спектра ситуаций про­фессионально - ориентированного ино­язычного общения.

Планируемый уровень обученности

Уровень А (пороговый)

Уровень В (пороговый +)

Уровень С (приближается к пороговому продвинутому)

Уровень Д

(пороговый продвинутый)

Перейти на страницу: 1 2 3 4