Заключение

Сегодня мы имеем дело с лавинообразным ростом неуспеваемости школьников. Поскольку стопроцентный показатель уже не требуется, то каждая школа пытается решить эту проблему по - своему. Нет единого понимания, а главное единой стратегии. А ведь причины неуспеваемости, как и средства ее преодоления, остаются общими.

Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество. Первый подход в силу ряда причин у нас не практикуется. Остается второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле.

Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школь­ной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Неуспеваемость трактуется как не­соответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности позна­вательных отношений. Мы стремились показать, что предупреж­дение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Выдвигается понятие «отстава­ние», которым характеризуется как неуспеваемость в виде про­цесса, так и отдельные частичные и разновременные невыпол­нения требований. Отставание предстает как невыполнение требований учебного процесса.

Требования группируются в связи с компонентами содержа­ния учебного предмета, повторяющими состав содержания об­щего образования. Эти компоненты в единстве с особенностями усвоения различных видов содержания определяют состав эле­ментов неуспеваемости. Нами выявлены элементы неуспеваемо­сти для одной группы учебных предметов. При условии выделе­ния их для других групп учебных предметов появится возможность дать более обобщенное дидактическое определение не­успеваемости в современной школе.