Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости.

1. Эффективность обучения определяется в конечном итоге характером отношения учащихся к учению, характером их учебной работы. Это отношение во мно­гом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и общест­венную значимость учебной рабо­ты, понимают ли они крайнюю необходимость и важность для самого ученика и для общества активной, творческой, системати­ческой и упорной работы.

Поэтому организация учеб­ного процесса должна быть та­кой, чтобы каждому ученику бы­ла ясна личностная и обществен­ная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы ученика.

2. Для того чтобы интенсифи­цировать учебную работу каждо­го ученика, недостаточно прямого воздействия учителя на ученика. Более эффективным средством является воздействие на него че­рез ученический коллектив. А для этого нужно, чтобы ученическая группа была подлинным коллек­тивом, референтным по отноше­нию к каждому его члену.

Поэтому учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при опреде­ляющем характере общей коллек­тивной деятельности учащихся.

3. Для того чтобы своевре­менно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий кон­троль должен иметь всеохваты­вающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключе­ния учащихся. Для этого, очевид­но, необходимо привлечение са­мих учащихся к проведению те­кущего контроля и оценки в фор­ме взаимо- и самоконтроля, взаимо- и самооценки под руково­дством учителя.

4. Важнейшим фактором по­вышения эффективности обуче­ния является субъективный и осознанный характер деятельно­сти ученика в учебном процессе. Ученик должен быть не только объектом педагогических воздей­ствий учителей, но и активным субъектом учебно-воспитатель­ного процесса. Важным средст­вом для этого является ролевое участие школьников в организа­ции и проведении всего учебного процесса. Это означает, что в каждом классе организуется уче­ническое самоуправление, кото­рое организует не только обще­ственную жизнь класса, но и зна­чительную часть учебной рабо­ты (текущий контроль, оценку и учет учебной работы учащихся, взаимопомощь в восполнение пробелов у отдельных учащихся, подготовку к урокам и т.д.)

5.Эффективность учебной ра­боты учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть обще учебными умениями и навыками. Поэтому овладение обще учебными умениями и навы­ками должно быть включено в учебные программы учителей по каждому учебному предмету.

6. Эффективность учебной ра­боты учащихся в конечном итоге определяется характером их лич­ностной воспитанности, их нрав­ственными и социальными каче­ствами. Поэтому обучение долж­но проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способст­вовало воспитанию каждого уче­ника как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.

7. Эффективность обучения, характер отношения ученика к учебной работе зависят и от того, какова жизнь ученика в школе и классе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особен­но потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет в школу, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс.

Жизнь учащихся в школе, учебный процесс, уроки и вне­классные и внешкольные занятия и мероприятия должны быть так организованы, чтобы в них могли и хотели принимать активное участие псе школьники, чтобы они вызывали, формировали и развивали у каждого школьника его личностные интересы и склонности. Взаимоотношения между учителями и учащимися должны быть основаны на оптимистиче­ском отношении учителя к каж­дому ученику: учитель должен верить в возможности и силы уче­ника. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого уче­ника и, опираясь на них, вместе с учеником бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бо­роться с недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его достоинства и созда­вать условия, чтобы каждый уче­ник добился успеха в какой-либо области. Ученик, который в шко­ле не достигает успеха, становится неудачником, чувствует себя та­ковым, и тем самым он обречен на неуспех в учебной работе.

Перейти на страницу: 1 2