Психолого-педагогическая литература о сущности неуспеваемости и причинах  ее появления.

По проблеме преодоления неуспеваемости имеется обширная литература, как в нашей стране, так и за рубежом, накоплен ценный практический опыт, сделан ряд общих выводов, уже не нуждающихся в доказательстве. Установлено, в частности, что неуспеваемость школьников закономерно связана с их индиви­дуальными особенностями и с теми условиями, в которых про­текает их развитие. Важнейшим из этих условий 'советская педагогика признает обучение и воспитание детей в школе.

Исследование проблемы все более связывается с широким кругом социальных вопросов, предполагает использование дан­ных всех наук о человеке, индивиде, личности. Ощущается острая необходимость систематизации разнообразных и разноплановых материалов об условиях, порождающих неуспевае­мость, и путях ее преодоления. Подобная систематизация с уста­новлением всех существенных связей — дело всей педагогики, и не только педагогики. Представление о сложности указанной задачи может дать известная работа Б. Г. Ананьева, посвящен­ная системе наук о человеке [2].

В этом комплексном исследовании, предполагающем участие многих наук, дидактика имеет свои особые задачи. Их нельзя свести к изучению причин неуспеваемости, которые лежат в сфе­ре процесса обучения к разработке путей его совершенство­вания. Важнейшая задача дидактики в том, чтобы раскрыть сущность неуспеваемости при данных целях и содержании об­разования, выявить структуру неуспеваемости, признаки, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработать науч­но обоснованные приемы обнаружения этих признаков. Без это­го невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею, ибо, если это не сделано, нет ни­какой гарантии в том, что вскрываются существенные стороны неуспеваемости и что меры в ее преодолении направлены на главное в этом явлении.

Важно подчеркнуть, что именно дидактика призвана дать определение неуспеваемости, что эта задача не может быть ре­шена другими науками, так как понятие неуспеваемости есть, прежде всего, дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики — содержанием и процессом обучения. Тот факт, что данная проблема не была поставлена, объясняется тем, что работа по преодолению неуспеваемости велась преиму­щественно в практическом плане.

Хотя задача раскрытия сущности неуспеваемости в литера­туре не поставлена, во многих работах можно обнаружить под­ходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость. Так, М. А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обу­чения — его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех слу­чаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспевае­мость [67; 132]. Сходные мысли высказывает В. Оконь, который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия меж­ду учениками, учителями и внешними условиями [155]. Под­ход к изучению неуспеваемости путем анализа порождающих ее условий представлен в многочисленных публикациях, посвящен­ных причинам неуспеваемости. Однако исследования, выполнен­ные в русле этого подхода, нельзя считать достаточными, ибо они направлены на выяснение внешних связей явления и остав­ляют в тени его внутреннее строение.

Задаче раскрытия внутреннего содержания понятия «неуспе­ваемость» больше отвечает другой метод ее изучения — опреде­ление видов неуспеваемости. Материал по этим вопросам имеет­ся в целом ряде работ. А. А. Бударный различает, например, два вида неуспеваемости. Он справедливо указывает, что неуспе­ваемость есть понятие в известной мере условное, конкретное со­держание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в сле­дующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соот­носящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотно­сится с минимумом требований [34]. Выдвигают и другое поня­тие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая отно­сительная неуспеваемость — недостаточная познавательная на­грузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования [34; 70]. При решении вопросов повышения успевае­мости в целом, а это является необходимым контекстом преодоления неуспеваемости, введение понятия относительной неуспе­ваемости оправдано. Оно, однако, не вносит ясности в содержа­ние понятия «абсолютная неуспеваемость».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6