Роль изобразительной деятельности в структуре коррекционного обучения детей с ДЦП.

Среди основных направлений коррекционно-развивающего обучения детей, страдающих различными формами церебрального паралича и про­гностически благоприятных в развитии - занятия, направленные на форми­рование двигательных навыков, развитие предметной деятельности, речи, общения, игры. В связи с этим изобразительная деятельность выступает, как деятельность в процессе формирования, посредством которой активи­зируются двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других нема­ловажных аспектов психики ребенка-дошкольника.

Дети с церебральными параличами, так же, как и их нор­мально развивающиеся ровесники, проявляют интерес к изобразительной деятельности и при правильной организации занятий она становится лю­бимым видом деятельности.

Изобразительная деятельность открывает перед детьми с ограниченны­ми возможностями передвижения очень много интересного, красивого, за­нимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них. Разные виды изобразительности показывают многообразие средств для реализации за­думанного изображение. Ребенок получает возможность выразить в рисун­ке нечто важное для него. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, целеустремленность личности, желание как можно лучше исполнить свою работу.

Особое место занимает этот вид детской деятельности в воспитании де­тей с ДЦП. Несмотря на очень тяжелые двигательные расстройства и на­рушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной деятельностью, как одним из наиболее доступным для них и интересных занятий. Однако продукция их изодеятельности весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают. В результате такой многофакторный, всеобъемлющий вид деятельности не используется в развивающей и корригирующей сис­теме обучения и воспитании детей с множественными отклонениями в физическом и психическом развитии, характерными для ДЦП.

Обобщая выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Нарушения при детском церебральном параличе носят множественный характер, к двигательным расстройствам присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха, поэтому необходимо постоянное целенаправленное комплексное воздействие на ребенка для стимуляции его развития, профилактики и коррекции нарушений.

2. Основными направлениями в коррекционно-педагогическом процессе при подготовке к школьному обучению являются:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

- формирование математических представлений;

- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

подготовка к школе.

3. Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии детей, особенно в дошкольном возрасте, так как способствует эстетическому, нравственному воспитанию, расширению кругозора ребенка, создает базу для овладения школьными навыками.

4. Изобразительная деятельность позволяет решить многие задачи коррекционного воспитания, но множественные нарушения мешают формированию необходимых навыков самообслуживания, развитию практической деятельности и подготовки руки ребенка к письму.