Государственная идеология реформирования национальной образовательной системы.

Становление национальной государственной образовательной системы в России имеет глубокие исторические корни, восходит к социально-экономическим преобразованиям в Российском государстве конца XVII - начала XVIII в.в. – эпохи правления Петра I.

В целом, до начала XIX века, становление государственной образовательной системы России осуществлялось на основе учета потребностей государства, конкретно диктовавшего свой заказ и, прежде всего, на профессионала. Однако в России не только не была решена задача по созданию национальной государственной образовательной системы, но и не была сформирована достаточная сеть образовательных учреждений.

Начало XIX века, Александровская эпоха, одна из самых интересных в русской истории. Это была эпоха мистических течений, масонских лож, Библейского Общества, Священного союза и теократических мечтаний, Отечественной войны, декабристов, А. С. Пушкина и развития русской поэзии, эпоха русского универсализма, который имел определяющее значение для русской культуры XIX века. Тогда формировалась русская душа XIX века, ее эмоциональная жизнь. Интересна была уже сама фигура русского царя. Александра I можно назвать русским интеллигентом на троне (7, С. 59). Первые годы его царствования были отмечены целой чередой либеральных реформ, «дней Александровых прекрасное начало» знаменовали период вновь возродившегося духа «просвещенного абсолютизма».

В истории педагогики выделяются разные подходы к определению периодов в реформировании образовательной системы (Каптерев П. Ф., Юркевич П. Н. и др.). Предметом нашего рассмотрения является образовательная система, дающая человеку получить общее среднее образование. Именно поэтому в основу периодизации нами положены этапы реформирования гимназического образования, т.к. другие ступени данной системы практически не подвергались коренной реформаторской деятельности как со стороны государства, так и общественной мысли. Анализ правительственных документов и материалов развития общественно-педагогических идей позволяет в образовательной ситуации России XIX века выделить четыре периода: первый период (1802-1829 г.г.); второй период (1829-1849 г.г.); третий период (1849-1871 г.г.); четвертый период (1871-1900 г.г.).

Первый период (1802-1829 г.г.) берет свое начало со знаменитого Указа Александра I «Предварительные правила народного просвещения». В разработке педагогических оснований реформ образования центральное место занимает научная деятельность Шадена – ректора Московского Государственного Университета. Доминирующей идеей педагогической концепции Шадена выступает положение о том, что система образования должна основываться на сложившихся традициях, культуре, соответствовать формам государственного устройства и политической власти страны.

Государственная идеология процесса реформирования была направлена на создание единой, национальной системы образования. Под пристальным руководством и по инициативе самого Александра I разрабатываются «Предварительные правила народного образования», и с этого момента реформы входят в свою активную стадию. Вся территория страны стала делиться на учебные округа, в центре каждого располагался один университет, в каждой губернии открывалась одна гимназия, в каждом приходе – одно приходское училище, в уезде – одно уездное училище. Согласно данному проекту, в крупных городах России (Петербурге, Дерпте, Вильно, Казани) создаются университеты, как центры по руководству и методическому обеспечению учебных заведений. Для детей господствующей элиты были учреждены специальные учебно-воспитательные учреждения – лицеи (в Царском Селе, Ярославле, Нежине).

Согласно «Предварительным правилам», в России устанавливаются следующие основные типы учебных заведений – уездные и приходские училища, гимназии и университеты. Высшая ступень среднего образования – гимназия. По этому Уставу гимназия провозглашалась основным типом среднего образования в стране и являлась бессословным учебным заведением. Пункт 4 «Устава» гласит: «Учреждение гимназий имеет двоякую цель: 1) приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает усовершенствовать себя в университетах; 2) преподавание наук, хотя начальных, но полных в рассуждении предметов учения, тем, кои, не имея намерения продолжать оные в университетах, пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека». Первый учебный план был составлен во многом по образцу французских лицеев и прусских гимназий того времени.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5