Приложения.

Долго он шел по неведомым тропинкам. Долго плутал по болотам и, наконец, пришел к мрачному подземелью Ведьмы. Огладываясь, нет ли где стражи, пробрался Пьер в подземелье. И увидел длинные темницы, где сидели все заключенные. Пьер пошел дальше и увидел ключи, висящие на стене. Но только он хотел их взять, раздался крик ворона и (10 сек)… появилась Ведьма (10 сек). Пьер чуть не растерялся. До того она была страшная. Но, осмелившись, бросил на пол мешочек с горохом. Горох рассыпался, и Ведьма на нем поскользнулась. Пьер скорее снял ключи и открыл дверь темниц. Но тут Ведьма превратилась в дракона. Дракон палил всех пламенем, но не смог ничего сделать, потому что на всех были железные доспехи. И тут Пьер высыпал перец, дракону стало жечь глаза и все, кто был в темнице, сбежались к нему. И с Ведьмы сняли медальон, который давал ей колдовскую силу. И Ведьма стала обыкновенной старухой.

Все, радуясь, вышли из подземелья и пошли обратно к королевству. А медальон выбросили в топи, чтобы никто уже не смог им воспользоваться.

Пьер и все остальные гномы благополучно прибыли в королевство. И король Гномов отдал Пьеру в жены принцессу и половину королевства. И все стали жить дружно и счастливо".

Приложение 9.

Анализ сказки №4.

Главное действующее лицо в сказке - Пьер, положительный персонаж, символизирует "персону" (по терминологии Юнга). Ведьма является олицетворением бессознательных тенденций, злым персонажем.

Движение сказки создается тем, что антагонист наносит вред одному из членов семьи (терминология В. Я. Проппа). Примечательно, что традиционную роль жертвы, похищенной отрицательным персонажем, с женской (царская дочь) ребенок заменил на мужскую фигуру (царский сын). Царский сын является персонажем зависимым и беззащитным, не способным самому разрешить конфликт. Это может сигнализировать об ощущении ребенком своей слабости, неуверенности (субъективное восприятие ребенком своего места в семье).

Женские образы олицетворяют, с одной стороны, желанную цель - это безликая принцесса, которую герой получает как вознаграждение; с другой стороны - основное затруднение на пути к цели - безобразная колдунья. Таким образом, образ женщины одновременно и манит, и пугает, воплощает в себе как злое, так и доброе начало. Феминные качества в чистом виде - нежность, заботливость, доброта, сострадательность - не обнаруживаются в каком-либо женском персонаже, что может свидетельствовать о несформированности "Анимы", как внутреннего образа женщины.

Способы совладания с затруднениями - хитрость, ловкость, смекалка. Агрессивность не проявляется даже в кульминационном моменте - сражение героя с силами зла, - ведьма наказана, но не уничтожена. Герой проявляет робость перед внешними затруднениями ("чуть не растерялся", "осмелился", "оглядываясь"), но находчив. Импульсивность отсутствует, для него скорее характерны обдуманность поступков ("долго готовился к походу"). То есть маскулинные качества проявляются слабо, акцент сделан на интеллектуальное решение проблемы. Враг не уничтожается, а лишается силы путем а) ликвидации опор ("поскользнулась"), б) ограничение ориентации (перец в глаза), в) лишения волшебной силы.

При дальнейшей работе с ребенком можно порекомендовать закрепить положительный образ женщины. Подчеркнуть, что женщина нуждается в поддержке умного и сильного мужчины, но способна дарить окружающим тепло и заботу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8