Моделирование экологических проблем и способов их решений на уроках химии

Моделирование экологических проблем и способов их решений на уроках химии

В последние годы очень часто можно слышать выражение «кислотные осадки». Они представляют собой различные виды атмосферных осадков, таких, как дождь, снег, туман или роса, с рН ниже нормы (рН < 5,6).

Впервые проблема кислотных осадков стала предметом обсуждения на ХXVIII Генеральной ассамблее Международного союза по теоретической и прикладной химии (ИЮПАК), проходившей в Мадриде в сентябре 1975 г.

По словам канадского министра окружающей среды Дж.Робертса, «кислотный дождь – одна из наиболее тяжелых форм загрязнения окружающей среды, которую только можно себе представить, опасная болезнь биосферы».

Максимальный отрицательный эффект кислотные дожди и газовые выбросы наносят воздушной среде, а через нее – флоре и фауне. Однако велик и уровень загрязнения водной среды [1].

В связи со сложившейся экологической ситуацией учащиеся должны иметь грамотные представления о проблеме кислотных осадков. Одним из средств формирования этих представлений являются наглядные пособия в виде схем, использовать которые можно на занятиях по химии в средней школе в разных классах. Однако, на наш взгляд, рациональнее работать с ними в старшей школе.

Основным наглядным пособием при изучении данного материала становится динамическая схема 1 «Влияние кислотных осадков на окружающую среду», которая состоит из двух частей – статической и динамической.

Статическая часть, выполненная на большом листе ватмана, представляет изображения основных антропогенных источников кислотообразующих выбросов: теплоэлектростанция (ТЭС), металлургический завод и автомобиль.

Основные поставщики диоксида серы в атмосферу – машиностроительные, металлургические заводы (переработка руды, содержащей серу, различные химические технологические процессы – 50% SO2), теплоэлектростанции (сжигание богатого серой угля, мазута – 40% SO2) [2].

Кислотные оксиды азота техногенного происхождения (NО, NO2) образуются из азота воздуха при сгорании топлива, если температура превышает 1000 °С.

В России около 25% техногенных выбросов оксидов азота происходит при сжигании топлива на предприятиях тепло- и электроэнергетики, столько же – при различных производственных процессах на предприятиях металлургической, машиностроительной, химической отраслей промышленности (например, получение азотной кислоты и взрывчатых веществ). Главный источник поступления оксидов азота в атмосферу (до 40%) – автотранспорт [см. 2].

Приведенные данные об антропогенных выбросах кислотных оксидов в атмосферу объясняют, почему в статической части схемы 1 приведены изображения именно этих объектов. Возможным дополнением к ним могут быть числовые значения антропогенного поступления кислотных оксидов в атмосферу.

Схема 1

Влияние кислотных осадков на окружающую среду

Статическая часть

Динамическая часть

Кроме антропогенных источников кислотообразующих выбросов в статической части схемы 1 изображены различные природные среды обитания живых организмов: гидросфера, атмосфера и литосфера. Гидросферу можно представить в виде пруда или озера, в которых обитают различные живые организмы. Литосфера изображена в виде почвы и наземной растительности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5