Методы закрепления изучаемого материала: беседа, ра­бота с учебником.

Устное изложение знаний учителем связано с первичным восприятием и осмыслением их учащимися. Но, как отмечал дидакт М.А. Данилов, «знания, являющиеся ре­зультатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности уча­щихся». Об этом же писал известный методист-биолог Н.М. Верзилин, указывая на то, что научные понятия форми­руются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из которых происходит обогащение памяти фактическим матери­алом, его более углубленный и всесторонний анализ, способст­вующий тому, что усваиваемые выводы, обобщения или прави­ла становятся интеллектуальным достоянием ученика. В этом смысле объяснение материала учителем следует рассматривать как хотя и очень важную, но все же первоначальную ступень учебной работы. Исходя из приведенной выше закономернос­ти, в дидактике большое значение придается последующей учебной работе по усвоению (закреплению, запоминанию и более глубокому осмыслению) изложенного материала. Какие же методы используются в этом случае?

Метод беседы.

Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изложенный учителем материал является сравнительно несложным и для его усвоения достаточно использовать при­емы воспроизведения (повторения). Суть метода беседы в дан­ном случае заключается в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глу­бокого осмысления и усвоения (запоминания).

Беседа как метод усвоения только что воспринятого мате­риала используется по всем предметам школьного обучения.

Работа с учебником.

В курсе каждого учебного предмета есть темы достаточно сложные, вызывающие затруднения при усвоении учащимися. В таких случаях учителю не всегда целе­сообразно сразу же после изложения нового материала прово­дить беседу по его усвоению (запоминанию). Лучше всего дать возможность учащимся поработать самостоятельно с учебни­ком, а затем уже проводить беседу.

В принципе следовало бы на каждом уроке после объясне­ния учителя предоставить учащимся возможность поработать самостоятельно с учебником. Это обусловливается закономер­ностями познавательной деятельности. Чтобы прочно усвоить тот или иной мате­риал, требуется неоднократное обращение к его изучению. Всякая последующая работа, если она правильно организова­на, не только способствует лучшему запоминанию знаний, но и позволяет находить в них новые детали и оттенки, глубже под­ходить к их осмыслению. К сожалению, на это не всегда хватает времени. Нужно правильно организовать работу с учебником, чтобы учащиеся не просто читали его, а продолжали более глубоко осмысливать и усваивать изучаемый материал. Важнейшими приемами при использовании этого метода являются сле­дующие: а) четкая постановка цели работы с учебником, б) ука­зание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися, в) определение порядка самостоятельной работы и приемов самоконтроля, г) наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся, д) беседа по закреп­лению нового материала.