«Реконструкция» характера.

2. Обеспечить здоровый образ жизни воспитанника в зоне ближайшего социального окружения. Для этого проводится система воспитательных мер общего поряд­ка: установление контроля за его свободным временем, переключение внимания на полезные дела и занятия, борьба с отрицательными внешними влияниями, вклю­чение подростка в различные общественно полезные де­ла, организация четкого режима, требующего регулярных усилий, самоорганизации, самоконтроля и самодисцип­лины.

3. Мобилизовать для борьбы с отрицательными каче­ствами все внутренние силы и резервы воспитанника. Положительными силами могут выступать не только имеющиеся положительные качества, здоровые потреб­ности и полезные привычки, но и определенные возраст­ные особенности. Так, для преодоления всех недостатков полезно использовать чувство взрослости, стремление к самостоятельности, потребность в самоутверждении, рост физических сил и развитие умственных способно­стей. Для преодоления лени в первую очередь необходи­мо использовать бурное физическое развитие, для преодоления эгоистичности — бурное развитие самосо­знания, на основе которого формируется адекватная самооценка. Воспитательная работа призвана обострить конфликт между положительными качествами, естествен­ными прогрессивными тенденциями психического разви­тия и отрицательными явлениями в духовном мире подростка.

4. Разработать специальные меры, определить педа­гогическую тактику для преодоления сопротивления учащегося воспитательным влияниям.

5. Выбрать оптимальный вариант «реконструкции» характера, учитывающий пробелы в воспитании под­ростка, условия его жизни.

Первый вариант метода

«реконструкции» построен на серии «микро взрывов» отрицательного, когда один за другим разрушаются недостатки и отрицательные каче­ства. При этом в образ жизни воспитанника обязательно вносятся какие-то изменения, ограничивающие прояв­ления отрицательного, но сохраняющие общую актив­ность личности.

Второй вариант

предполагает восстановление утра­ченного положительного опыта поведения, полезных привычек.

Третий

— формирование объективной самооценки, связь изучения сущности нравственных качеств с само­изучением. На этой основе формируется нетерпимое отношение к отрицательному в себе, осуществляется переход воспитания в самовоспитание. Самоперевоспи­тание — оптимальный путь реконструкции характера.

Четвертый вариант

- основан на включении личности в систему ответственных зависимостей в коллективе. Характер подростка «выпрямляется» на основе положи­тельного примера товарищей, высокой требовательности учащихся друг к другу, взаимного воспитания.

Возможны и сочетания различных вариантов, в каж­дом из которых заключены специфические педагогиче­ские требования: при перевоспитании через коллектив выполняются требования к воспитанию личности в кол­лективе, при самоисправлении - требования к организа­ции самовоспитания.

Перейти на страницу: 1 2