Метод «Взрыва».

Специфическим методом перевоспитания, разрабо­танным А. С. Макаренко, является «взрыв». Выдающий­ся педагог замечал, что перестройка духовно­го мира личности эволюционным путем малоэффектив­на и чрезвычайно тяжела и для воспитателя, и для вос­питанника. «Я много думал по этому вопросу,— писал Антон Семенович,— потому что это один из центральных вопросов педагогики перевоспитания».

Метод «взрыва» осуществляется в естественных усло­виях, в реальной обстановке. Он сильно действует на са­мочувствие личности, обостряет положительные и отри­цательные переживания, поэтому применяют его редко, в крайнем случае, чтобы не нервировать коллектив, не превращать жизнь детей в «нервную горячку».

«Взрывается» не внутренний мир личности в целом, а ее испорченные отношения с обществом и коллективом. «Взрыв» предполагает доведение до предела конфликта личности с коллективом; при этом четко ставится альтер­натива: измениться, чтобы стать уважаемым членом коллектива, или уйти из него, чтобы стать объектом пре­зрения товарищей. Метод «взрыва» характеризуется также обнаженно­стью истинных отношений воспитанника. Своеобразной «детонацией» всех противоречий в коллективе, лавиной чувств, в которой переплетаются гнев, возмущение, пре­зрение, потрясение. И которая обрушивается на психику трудного подростка, выводит его из равновесия, делает беззащитным, растерянным, уязвимым, сметает самоза­щиту отрицательного.

При «взрыве» подросток пережи­вает «катастрофу внутри себя», говорил А. С. Макарен­ко, ему некогда раздумывать, взвешивать, рассчитывать, хитрить, пытаться сохранить свое негативное «я». Оше­ломленный бурей чувств, он впадает в стрессовое со­стояние, разрушается отрицательный стереотип, уничто­жаются связи между отдельными элементами трудновоспитуемости. Тогда-то и возникают благоприятные предпосылки для эффективного воздействия других ме­тодов перевоспитания.

А. С. Макаренко писал: «Этот метод продолжается и развертывается дальше во всей моей системе».

Метод «взрыва» необычайно эффективен в том слу­чае, когда он происходит в сильном детском коллективе, в благоприятных воспитательных условиях при умелом педагогическом руководстве, когда поведение трудного ребенка настолько порочно, что в нем отрицательное явно преобладает.

«Взрыв» лишает воспитанника возможности сопротивляться требованиям, предъявляемым к нему коллективом. Это и позволяет из разрушенного «здания» характера строить новый, конечно же, с исполь­зованием добротного и очисткой от негодного «строи­тельного материала».

Однако следует помнить, что такое разрушение личности неэкономно и неразумно там, где у ребенка преобладают положительные качества, где можно обойтись без крайностей. При осуществлении метода «взрыва» используются следующие приемы воздействия на трудных детей:

· нагнетание отрицательных переживаний до предела (на этой основе возникает недовольство собой, своей жизнью);

· доведение до абсурда отрицательной линии поведе­ния подростка, когда собственные недостатки доставляют ему самому большие неприятности;

· столкновение идеала трудного с идеалом настоящего человека, чтобы воспитанник убедился в ошибочности своих взглядов;

· создание таких условий, при которых происходит столкновение положительных и отрицательных качеств воспитанника, начинается непримиримая внутренняя его борьба.

Выбор приемов и их сочетание определяются тремя факторами: уровнем воспитанности ребенка, уровнем развития первичного детского коллектива и его воспи­тательными возможностями.

Перейти на страницу: 1 2 3