Переучивание.

Устранение отрицательных привычек, исправление нездоровых потребностей и, отучение от неправильных действий, у подростков, совершается с помощью метода пе­реучивания. Он осуществляется в единстве и взаимосвя­зи с переубеждением.

Переучивание состоит из двух частей — отучения и приучения.Применяя данный метод, следует помнить, - что исправление личности всегда совершается при замене или компенсации устраняемого отрицательного – положительным, т. е. взамен дурных привычек форми­руются здоровые, взамен неправильных действий — рациональные, нравственные. Первая часть метода пе­реучивания — отучение, осуществляется приемами запрета, контроля, и проверки выполнения предписаний и требует одновременных, скоординированных педаго­гических действий:

· Категорического запрещения делать что-то и в то же время глубокой мотивации такого запрета.

· Недопущения проявления дурных привычек, потреб­ностей, неправильного поведения и одновременно созда­ния благоприятных условий для проявления нравствен­ных привычек, здоровых потребностей и правильных дей­ствий, поступков.

· Формирования в общественном мнении коллектива и у каждого воспитанника нетерпимого отношения к отри­цательному поведению, нездоровым потребностям и при­вычкам.

· Борьбы воспитателей и детского коллектива с прояв­лениями дурных привычек и потребностей, а также устранения причин, обстоятельств, провоцирующих не­правильные действия, поступки. Рецидив отрицатель­ного, всегда связан с неблагоприятными обстоятельствами в зоне ближайшего социального окружения;

· Активизации усилий коллектива и самого воспитан­ника в процессе преодоления отрицательного и на этой основе осуществления взаимосвязи воспитания в коллективе и самовоспитания.

При переучивании важно избегать следующих оши­бок:

· навязывать свою волю и мнение как единственно правильное;

· постоянно указывать на одни и те же недо­статки ребенка. Это

вызывает озлобление и может привести к обратному результату

— к нервному срыву.

Нельзя также тре­бовать мгновенного отказа от дурной привычки или по­рока: возможен рецидив.

Отучение должно завершаться приучением. В целом переучивание опирается на переубеждение и закрепляет его результаты. Эти два метода являются главными, ведущими, практически ими можно решить любую задачу перевоспитания.