Переубеждение.

Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, переучивание и «взрыв» — разрушение отри­цательного.

Переубеждение

выступает как самостоятельный ме­тод перевоспитания и одновременно как условие дей­ственности других методов. Поэтому ему придается осо­бое значение. Переубеждение одновременно направлено на изменение сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в результате воздействия на ее сознание возникает чувство неудовлетворенности, отвращение к плохому в себе. Активизируя нравственные чувства, педагог помогает воспитаннику осознать причины эмо­циональной неудовлетворенности и изменить образ жизни осмысление воспитанником своего поведения с порцией нравственных требований. Ощущение радости от нравственных поступков и недовольства от безнрав­ственных способствуют формированию социально ценно­го жизненного опыта. В детской среде иногда устанавливается неправиль­ное отношение к нравственным требованиям взрослых, т. е. то, что мы называем антиидеалами (учиться отлично ненормально, учатся добросовестно лишь «зубрилы», «зазнайки», «любимчики»). Поэтому двойки умного и способного школьника не влияют на его положение в коллективе; вести себя безукоризненно — значит быть паинькой.

Нормальный школьник должен иметь замечания от учи­телей, иначе его не будут уважать;

Обманывать учителя — признак ума и находчивости, не грех и разыграть товарища, даже смошенничать;

Пренебрегать правилами поведения в школе, быть «объектом» постоянной критики учителей может, по мне­нию многих трудных подростков, только человек с силь­ным характером.

Переубеждение совершается быстро, если подростка удается включить в коллектив (спортивный, учебный, трудовой), где его неправильные взгляды оказываются несовместимыми с общими нравственными установками.

Необходимо усиливать педагогический контроль за поведением тех учащихся, которые пытают­ся отстоять свои неверные убеждения. Классный руко­водитель, учителя должны предупреж­дать отрицательные действия и поступки, отражающие неправильные убеждения. Если этого удается достиг­нуть, они разрушаются под влиянием здорового общест­венного мнения.

Отсутствие же контроля позволяет трудному и дальше поступать безнравственно. В этом случае взамен разоблаченных мотивов неправильного поведения подросток создает новые, сохраняя свои не­правильные убеждения.

Словесные воспитательные влияния не дают положи­тельного результата, если они не подкреплены новым практическим опытом трудновоспитуемого, реальными поступками и действиями окружающих. Из системы воспитания необходимо также исключить противоречия между словами и действиями учителей (угрожают, но не наказывают, обещают, но не выполняют, учат одному, а сами поступают иначе). Двойная мораль в ближай­шем социальном окружении лишь укрепляет неверные установки и представления.

Подросткам, как и взрослым, трудно отказаться от сложившихся убеждений. Поэтому в процессе переубеж­дения неизбежны срывы и ошибки в поведении, деятель­ности и общении.

Перестройка неправильных убеждений требует длительных усилий педагогов. Общим усло­вием ее эффективности является создание в зоне бли­жайшего социального окружения такой атмосферы, что­бы трудный почувствовал угрызения совести, огорчение от своего поведения.

Метод переубеждения эффективен в том случае, если он исходит от человека, авторитетного для подростка. Такому педагогу легче разрушить неправильные взгляды и установки воспитанника. Первоначально необходимо расшатать неправильные убеждения, а затем оконча­тельно их перестроить.

Процесс расшатывания, требую­щий много времени и усилий педагога, включает ряд приемов:

· Побудить подростка к сравнению себя с другим, поближе познакомить с интересным для него человеком, который руководствуется противоположными взглядами (например, трудный не хочет учиться, а его знакомый много читает, изучает и работает на компьютере, не может сидеть без дела, получает удо­вольствие от работы и т. д.);

· Показать, куда в будущем могут привести трудного его неправильные взгляды и установки (например, рас­сказать о человеке, который страдал теми же недостат­ками и, в конечном счете, погубил свой талант, свою жизнь, потерял самое дорогое — свободу, честь, совесть);

· Довести до парадокса логику рассуждений подростка, отстаивающего свои убеждения (например, что будет, если все станут на такую же позицию);

· Создать воспитаннику условия для самораскрытия, т. е. предоставить возможность высказать все аргумен­ты в защиту своих взглядов, а затем каждый аргумент опровергнуть.

Расшатывание убеждений может осуществляться и путем обсуждения коллективом действий и поступков трудного, критики отрицательного поведения, вытекаю­щего из неправильных убеждений. Покажем это на кон­кретном примере.

Перейти на страницу: 1 2