Связь методики с другими науками

Развитие методики осуществляется в неразрывной связи с други­ми науками в основном гуманитарного профиля, в частности с марксистско-ленинской философией, логикой, педагогикой, с раз­личными науками лингвистического цикла. В нашем веке методика все шире использует данные естественных и точных наук.

Методологическую основу

обучения иностранным языкам составляет марксистско-ленинская философия, ее законы диалектического и исторического материализма о движении как форме существования материи, о взаимосвязи и взаимообусловлен­ности явлений в природе и обществе, о единстве и борьбе противо­положностей, об отрицании отрицания, о закономерности и слу­чайности. Методика учитывает положения о единстве языка и мышления, языка и общества, о формах познания действительнос­ти. Любое явление языка и речи может быть правильно понято и усвоено, если оно рассматривается в связи с другими, ранее осоз­нанными и усвоенными элементами языка. Запоминание проходит более эффективно, если объекты изучения представлены как значи­мые противопоставления. Поэтапное формирование умственных действий основано на том, что каждая освоенная операция стано­вится ступенью для последующей.

Методика обучения иностранным языкам основывается на ма­териалистической трактовке психических явлений. Сознание чело­века является высшей ступенью развития психики, оно обществен­но обусловлено. Психика является функцией мозга, свойством осо­бым образом организованной материи. Положение о зависимости наших ощущений от мозга является основой трактовки многогран­ной психической деятельности человека, в том числе речевой.

Логика

– наука об общих законах и приемах человеческого мышления, применение которых в процессе размышления и позна­ния обеспечивает овладение объективной истиной. В процессе обу­чения речи на иностранном языке чрезвычайно важно учитывать эти законы, опираться на них в поисках новых методических приемов.

Педагогика

распространяет на методику свои основные по­ложения теории воспитания, обучения и образования, воплощен­ные в педагогических принципах.

Общее языкознание

составляет научную основу методи­ки, так как оно исследует систему разных языков, их взаимовлия­ние, структуру речи. Частное языкознание предоставляет в распо­ряжение методики данные о системе родного и изучаемого иност­ранного языков. Сопоставление систем языков и нормы реализа­ции системы в речи дает возможность определить конкретные трудности в овладении тем или иным языком. Страноведение

дает представление о социально-экономическом положении народа, язык которого изучается; о его истории, географии, этнографии и духовном богатстве; о нравах, обычаях, традициях, при­сущих данному народу и связанных с ними языковых реалиях. Социолингвистика

, изучающая причинные связи между языком и явлениями общественной жизни, выявляет функциональ­ную нагрузку языка в разных социальных и профессиональных сферах применения его, что служит основанием для выбора объек­тов изучения. Социолингвистика описывает экстралингвистическне средства, используемые носителями языка в разных ситуациях об­щения. Математическая лингвистика

– отрасль языко­знания, изучающая применение математических методов в исследо­вании языка и речи. Данные математической лингвистики приме­няются при проведении экспериментов в методике.

Психология

– наука о закономерностях развития и фор­мах психической деятельности (психики) живых существ - имеет непосредственное отношение ко всем педагогическим дисциплинам. Взаимопроникновение психологии и методики преподавания ино­странных языков особенно ощутимо в общей психологии, психо­логии речи, возрастной, педагогической психологии, психологии труда. Общая психология

, изучающая общие закономер­ности психической деятельности взрослого нормального человека, является основой для понимания тех психических процессов, кото­рые происходят при овладении иностранным языком и использо­вании его. Возрастная психология

изучает закономернос­ти психического развития человека, становления психических про­цессов памяти, мышления, воображения, чувств и психических свойств личности. Возрастная психология помогает определить в обучении содержание, методы, приемы работы и организовать за­нятия с учетом возрастных особенностей учащихся. Психология речи

исследует процессы овладения и владения речью, взаи­мосвязь внешней, внутренней речи и внутреннего проговаривания, свойства вербальной памяти, закономерности устного и письменно­го общения, связь речевых и неречевых действий. Все это опреде­ляет в методике объекты тренировки и их последовательность.

Перейти на страницу: 1 2 3