Структура изучения имени существительного

Изучение имени существительного начинается в V классе. Дается понятие имени существительное как части речи, рассматривается синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Содержание изучения имени существительного в V классе включает:

1. Существительные одушевленные и неодушевленные (повто­рение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных; изме­нение существительных по падежам и числам.

2. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

3. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание глас­ных в их падежных окончаниях.

Кроме того, в V классе формируется:

- умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

- умение правильно образовывать формы именительного (инже­неры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т. д.).

- умение использовать в речи существительные-синонимы для бо­лее точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

В VI классе структура изучения имени существительного следующая:

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.

II. Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существи­тельные. Текстообразующая роль существительных. Словообразова­ние имен существительных.

III. Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -oнк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

IV. Сложные имена существительные.

V. Разносклоняемые имена существительные.

Кроме того формируются следующие умения и навыки:

- аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

- употреблять одно и то же имя существительное в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;

- согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляю­щимися только в ед. или во мн. числе, с несклоняемыми существи­тельными и со сложносокращенными словами; соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях (по списку);

- использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения.

При систематизации знаний об имени существительном как части речи целесообразно составить следующую таблицу:

Имя существительное как часть речи

Морфологический разбор слова (у) подножия

I. Общее значение

I. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что?

I. Подножие — обозначает

предмет

II. Морфологи­ческие признаки

II. Нач. форма (им. падеж, ед. ч.); собств., нариц.; одуш., неодуш.; м., ж., ср. р.; скл.; нзм. по падежам и числам

II. Подножия

Нариц., неод., ср., 2, в род. п.,

ед. ч.

III. Синтаксиче­ская роль

III. Чаще подл. или дополн.; может быть любым чл. предл.

III. В предложении - обстоятель­ство

Вывод о том, какой частью речи является слово

Итак, это имя существительное