Род, число, падеж имен существительных

Рассмотрение одного из наиболее характерных морфологичес­ких признаков имени существительного — рода сопряжено с тре­нировкой в согласовании существительных с прилагательными и глаголами в словосочетаниях и предложениях, в правильном ис­пользовании родовых признаков существительных при изменении падежных форм. В упражнениях предусмотрено закрепление и углубление (на более сложном по сравнению с начальной школой лексическом материале) навыка определения рода у существи­тельных. Работу можно организовать как игру: кто быстрее и правильнее заполнит таблицу, распределяя по родам имена су­ществительные. Продолжается формирование умений работать со словарями русского языка.

При рассмотрении числа имен существительных сообщаются новые для пятиклассников сведения о разрядах существительных, имеющих форму только единственного числа, и существительных, имеющих форму только множественного числа.

Важно заботиться о совершенствовании не только граммати­ческих (определения и образования форм числа существитель­ных), но и речевых, общеучебных умений: определения лекси­ческого значения слов, работы со словарем, соединения имен существительных с другими словами и т. п.

Упражнения содержат материал для активизации словарного запаса учащихся, обогащения их грамматических знаний и на­выков.

Сведения об изменении существительных по падежам и спосо­бах определения падежных форм в основном знакомы учащимся, и поэтому работа организуется с опорой на их самостоятельную деятельность. Возможны задания: выделить основное правило в параграфе (правило определения падежа), указать новые терми­ны (косвенные падежи).

Упражнения рассчитаны на осмысление учащимися падежа не только как морфологической, но и как синтаксической кате­гории, во многом определяющей роль существительного в предло­жении и словосочетании: форма падежа существительного непо­средственно связана с его ролью в предложении.