Композиционные правила построения художественного произведения.

После завершения этапа организации тематической выставки, который включает процесс обдумывания ее содержания, сбор материалов и т. д., можно переходить к следующему, не менее ответственному этапу непосредственного воплощения своих замыслов — к созданию наглядной, художественно-образной формы выставки.

В этот период очень полезно вспомнить ряд композиционных правил, обобщающих многовековой опыт создания художествен­ных произведений в живописи, скульптуре, архитектуре, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Учащиеся, занимающиеся оформлением выставок, в некото­рой степени уже владеют навыками создания зрительного образа, сформированными в процессе выполнения упражнений на уроках изобразительного искусства. Эти навыки являются опорными для овладения знаниями из области оформления выставок.

Создание художественного образа выставки — специфиче­ская задача, но в основе ее лежат те же процессы, что и при работе, например, над тематическим рисунком.

Для воспитания у учащихся способности создавать зрительный образ особое значение имеет постоянное углубление их аналитико - синтезирующего мышления. В качестве зрительных опор, под воздействием которых происходит формирование образного мышления, обогащение зрительной памяти, осмысленный отбор главного и т. п., выступает ряд факторов. Среди них особое место принадлежит знанию композиционных правил, которые вобрали в себя наиболее типичные закономерности образно-пластического отображения любых жизненных явлений. Поиск образа — это прежде всего задача композиционная; и сведения по теории необходимы для реализации всякой интересной идеи по оформлению выставки.

А. А. Дейнека писал, что композиционные правила образуют метод изобразительного построения. В книге «Учитесь рисовать» он сформулировал девять постоянных правил, на основе которых строятся двухмерные и трехмерные изображения:

1) правила симметрии, вытекающие из пластики строения человеческого тела и множества других природных форм, устанавливающие закон гармонии пропорции, частей и целого организма;

2) правила равновесия — сочетания противоположных сторон изображения, равновеликих по массам;

3) правила статики и динамики (покоя и движения) в пластическом решении композиции;

4) правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм; движения и покоя, контрастного и приглушенного, света и тени;

5) правила перспективы применительно к различным компо­зиционным решениям — по иллюзорной перспективе, прямо­угольной (ортогональной), воздушной;

6) «золотое сечение» и ордер как закономерные членения в архитектуре;

7) масштаб как мера уменьшения или увеличения по отно­шению к натуральной величине;

8) стилевое единство в ансамбле — в сочетании нескольких видов искусства;

9) вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим направлениям.

При возможности учащихся можно познакомить и с некото­рыми другими законами компо­зиции, беря за основу удачные произведения, основываясь на высказываниях выдающихся художников, специалистов в области методики преподавания изобразительного искусства.

Со всеми перечисленными выше композиционными правилами учащиеся в большей или меньшей степени знакомятся с I по VI класс, изучая предмет «Изобразительное, искусство». Рисуя с натуры, выполняя упражнения по тематическому и декоратив­ному рисованию, рассматривая произведения выдающихся ху­дожников, они начинают понимать, как влияет применение указанных правил на выразительность, художественность, образ­ность решения поставленной задачи.

Посмотрим на некоторые из этих правил с точки зрения решения образно-оформительских задач.

Едва ли не одним из самых древних приемов, используемых в живописи, рисунке, является симметрия. Основывается этот прием на многочисленных примерах «равностороннего» построе­ния форм в природе (тело человека, многие листья, цветы, плоды и т.п.). Симметричной композиции свойственна строгая уравно­вешенность сторон. Поэтому организованная по симметричной схеме экспозиция производит впечатление спокойствия, торжест­венности, величия. Центр симметрично построенной композиции выставки или отдельного стенда создается за счет наиболее выразительного рисунка, фотографии, слайда, декоративно ре­шенного символа.

Размещение в центре наиболее выразительного элемента ком­позиции продиктовано не формальными соображениями. Центральный объект как бы «подает» основную идею сюжета, который дополнительно раскрывается, конкретизируется экспонатами второго плана. В таком подходе просматривается стремление к достижению оптимального соответствия формы оптическим за­кономерностям восприятия, с одной стороны, и использованию свойств симметрии как средства направления взгляда зрителя — с другой.

В оформлении выставочных экспозиций симметрии весьма успешно противостоит противоположный принцип — асимметрия. Здесь элементы изображения располагаются не в строгом равновесии по отношению к средней вертикальной линии, а размещаются свободно (хотя, разумеется, с сохранением необ­ходимого единства и равновесия). В композиции в целом обяза­тельно должно быть ощущение равномерной, логически оправ­данной заполненности поверхности. Гармоничность, уравнове­шенность поверхности стенда достигается не просто равномерной раскладкой экспонатов. Они могут слать разную степень изобра­зительной насыщенности. Например, цветная фотография будет «весить» больше, чем штрихованный рисунок.

Перейти на страницу: 1 2 3