Выбор места для выставки

Для методически правильной работы по созданию выставки существенное значение имеет момент определения места, где она будет размещена. Некоторые специалисты рекомендуют решать этот вопрос после того, как определился тематико-экспозиционный план, другие решение его считают первоочеред­ным делом. Такое двоякое отношение к данному этапу обуслов­лено существенно отличающимися масштабами и содержанием различных выставок.

В условиях школы возможности выбора экспозиционной пло­щади весьма ограниченны. К сожалению, почти никогда не устраиваются выставки на пришкольном участке. Во внутреннем же помещении школы не так много подходящих мест, и обычно выставки сменяют друг друга, вписываясь в один и тот же ин­терьер и не претерпевая существенных изменений в конструк­тивно образном решении.

Сравнительно небольшие размеры этих помещений не позво­ляют механически переносить туда прекрасные варианты оформ­ления тематических выставок, например, в павильонах ВВЦ или Сокольников. Опыт выдающихся мастеров нужно трансфор­мировать с учетом иных размеров помещений и их целевого назначения. Если в специальный павильон тематической выставки приходят только с целью осмотреть экспозицию, то в помещении школьной выставки должны решаться и многие другие вопросы, связанные с потребностями учебно-воспитательного процесса.

Выбор места должен быть продиктован не только желанием наиболее выразительно представить экспонаты выставки, но и пониманием того, что все ее составные части определенным образом влияют на облик самого интерьера. Появление выставки должно художественно обогащать помещение школы.

Выставка может быть размещена в рекреации, коридоре, актовом зале, спортивном зале или одном из классов.

Ощущение эстетической связи стендов выставки с архи­тектурным окружением возникает при правильном решении двух основных задач:

1. нахождение величинно - конструктивных про­порций;

2. выборе наиболее подходящих цветовых отношений.

Решение этих задач возможно лишь с привлечением людей, обладающих художественно-образным мышлением, хорошо развитым чувством пропорций (что дается специальными дли­тельными тренировками). Выставочные стенды, если они разме­щаются вдоль стен, обычно составляют одну третью или одну четвертую часть их поверхности. В целях удобства обзора определяют их расположение по отношению к росту ребенка. Нижний край стендов должен находиться в 100—120 см от пола.

Существенно облегчает поиск формы стендов и всей планиров­ки выставки макетирование. Простой макет из бумаги позволит наглядно представить выставку в целом и ее пропорции в заданном пространстве. Даже самые опытные специалисты поль­зуются этим приемом.

В теории и практике оформительского искусства существует два способа привязки выставки к окружающей среде. В первом случае в конструкциях, цветовом решении, элементах украшения стараются использовать черты, присущие примыкающим стенам, мебели и т. п., то есть приспособиться к существующему стилю архитектурного убранства помещения. Единство возникает на основе сходства.

В другом случае определяющей чертой отношений между конструктивно-образным решением выставки и средой является контрастное противопоставление их по цвету, тону, конфигурации. Опыт многих школ подсказывает, что этот способ более приемлем. Напряженное, яркое оформление созвучно мироощущению, тем­пераментному поведению детей. Оно согласуется и с образным характером среды, сопутствующей детству (например, детские книги, игрушки, журналы издаются с многочисленными занимательными иллюстрациями, ярко и привлекательно оформляются детские игровые площадки).

Принцип контрастности не следует понимать как отрицание окружения. Через контраст создается опять же своеобразное единство. Если в первом случае гармония возникает на основе сходных признаков, то здесь она создается на основе единства противоположных качеств, подобно тому, как вызывает эстетиче­ское удовлетворение вид цветущих алых маков в зеленой оправе лугов или осенних золотистых берез на фоне синего неба.

Таким образом, при выборе места для выставки необходимо учитывать различные художественные, педагогические и психоло­гические факторы, усиливающие ее воспитательно-познаватель­ное значение.