А слышно: «Это лошадь»

В речи дошкольников встречаются различные ошибки: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические.

К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, например коклета вместо котлета, колидор вместо коридор. Детям также нелегко выговаривать губной и губно-зубной звуки на стыке слогов, поэтому в слове трамвай некоторые дошкольники мв заменяют на нв.

Для закрепления в речи детей правильного произношения этих слов предлагаю следующие стихи:

Рано утром в коридоре

Вдруг раздался топот ног.

Встал сосед Иван Петрович,

Ничего понять не мог.

………………………….

Встала бабушка с кровати –

Все равно вставать пора!

Это Лида в коридоре

Прыгать учится с утра

(А. Барто. Веревочка.)

В практике часто встречается неправильное произношение согласных в словах скучно, скучный, конечно ( чн вместо шн); что, чтобы, чтоб, потому что (чт вместо шт)

Тренировочные тексты:

Мне не скучно без огня –

Есть фонарик у меня.

(А. Барто. Фонарик.)

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший

(А. Барто Мишка.)

В последнем примере следует обратить внимание на слова «все равно». Часто дети произносят их как «сирамно»

Нередко на месте (о) появляется (э) в таких словах, как оседланный (вместо нормативного осёдланный), щелка, щелочка (вместо щёлка, щёлочка), шерстка ( вместо шёрстка)

Тренировочные тексты:

Горит на столе

Одинокий огонь,

И смотрит в кроватку

Осёдланный конь

(Л. Квитко. Лошадка.)

Бродили по дороге Дремота и

Зевота.

Дремота забегала в калитки и

ворота,

Заглядывала в окна

И в щёлочки дверей

И детям говорила:

- Ложитесь поскорей!

(С. Маршак. Дремота и зевота.)

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко.

(А. Барто. Лошадка.)

Вторая группа ошибок – акцентологические. Это речевые ошибки, состоящие в неверной постановке ударения в слове.

Дошкольники произносят: запыхавшись (вместо запыхавшись), ракушка (вместо ракушка) и т.п.

Закрепить нормативное ударение в данных словах помогут следующие стихи:

И вдруг, запыхавшись, Зайчишка

Бежит, перепуган до слез:

- Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзине унес.

(В. Осеева. Ежинка.)

У старших дошкольников наблюдается неверное произношение слова квартал в значении «часть города, отрезок пути». Замечу, что и в этом случае, и в значении «четвертая часть года» произносится квартал, а не квартал.

Но пожарные узнали,

Где горит, в каком квартале,

Командир сигнал дает,

И сейчас же – в миг единый –

Вырываются машины

Из распахнутых ворот.

(С. Маршак. Пожар.)

Довольно часто дети допускают акцентологические ошибки в некоторых глагольных формах: раскидал (вместо раскидал) и др.

Воспитателей не затруднит подбор четверостиший с нужными глаголами, и все же приведу поэтическую иллюстрацию:

В квартире над нами

Есть мальчик Андрюшка.

По комнате всей раскидал он

игрушки.

(Я. Аким. Неумейка.)

Третья группа – словообразовательные ошибки. Они состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и корней. Так, вместо поскользнулся можно услышать «подскользнулся», вместо сшить платье – просторечное «пошить платье» и др.

Перейти на страницу: 1 2 3