Воспитание культуры поведения

Средний возраст.

С первых лет жизни ребенка необходимо формировать у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры поведения в быту.

Многие ребята здоровались и прощались лишь по напоминанию родителей, не называли няню по имени-отчеству. Алёша, Сережа и Дима утром приходили в группу с криком и ревом. Валя, Наташа, Антон не любили убирать игрушки на место. Некоторые дети были неприветливы, недружелюбны.

В сентябре провела собрание на тему «Значение культуры поведения в развитии личности ребенка». Тема эта взята не случайно. Многие родители считали: дети еще маленькие, вырастут – поумнеют. Я старалась переубедить их, объяснила, что ребенка воспитываем до пяти лет, а после пяти – перевоспитываем. Познакомила мам и пап с поставленными задачами и предложила решать их вместе.

Итак, какие приемы и методы были использованы в работе? Во-первых, личный пример. Не дожидалась пока ребенок поздоровается, первой здоровалась сама, находила, о чем спросить, о чем поговорить, так как дети в раздевалке почему-то молчат, а здороваются, заходя в групповую комнату (даже если не видят воспитателя). Чтобы проверить, насколько этот навык закрепился, иногда делая вид, что не вижу входящего ребенка.

Много раз говорила детям: если кто-то вошел в группу, нужно пригласить гостя, предложить стул и так далее. Но одни только слова не давали нужного эффекта. Тогда решила упражнять детей в выполнении некоторых правил. Например, специально приглашала кого-нибудь зайти в группу и вначале напомнила ребятам: «Что нужно сказать?» Показывала, как предложить войти, как подать стул. Очень помогли в разработке и выполнении различных правил поведения игрушки-гости.

Чтобы дети поняли, почему нужно выполнять правила поведения, обращалась к наглядным действиям. Например, предлагала некоторым ребятам всем вместе войти в двери. Остальные наблюдали, и им, конечно, было смешно, они видели, что таким образом ничего не получится. После этого показывала или просила кого-нибудь из детей показать, как нужно правильно входить, пропуская друг друга.

Постоянно проверяла, как дети усвоили те или иные правила. Например, уроню предмет и сделаю вид, что не заметила. Вначале немногие догадывались, что надо поднять этот предмет и подать воспитателю. Теперь уже все знают, что надо поднять этот предмет и подать воспитателю. Теперь уже все знают, что надо сделать и сказать: «Возьмите, пожалуйста, вы уронили».

Чтобы научить детей убирать игрушки на место, провела экскурсию по группе. Рассмотрели, где какие игры лежат, какой порядок в гараже и домике. Но и после этого некоторые дети оставляли игрушки там, где играли. Однажды после уборки в группе я спрятала вымытые куклы и машины. Пришли ребята на другой день – нет игрушек. Удивляются, спрашивают меня, а я шутливым тоном говорю: «Вы их обижали? Вы их убирали на место? Ну тогда они обязательно вернутся».

Самым трудным в своей работе считаю воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-за игрушек, нежелания уступить место, принять в игру сверстника. Очень удручал меня недоброжелательный тон некоторых детей. Практика показала, что наказаниями ничего не добьешься. Наказывая, мы растим детей неискренними, так как в присутствии взрослого они не дерутся, не грубят, а когда рядом нет воспитателя, сразу начинаются конфликты.

Можно ли обойтись без наказаний? Можно, если велика сила слова и сила примера. Хороший пример – серьезный помощник в воспитании. Ребенок по собственной воле подражает человеку, которого любит, уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похож. Для себя я сделала такой вывод: надо воспитывать собственной воспитанностью.

Перейти на страницу: 1 2