Изучение особенностей звукопроизношения у детей средней группы

Наша экспериментальная работа проходила на базе ДОУ № 37 Ленинского района г. Владивостока по теме: “Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста”, в средней группе.

Эксперимент проходил в естественных условиях и включал в себя:

1. Констатирующий эксперимент.

2. Преобразующий эксперимент.

3. Контрольный эксперимент.

В эксперименте участвовало 20 детей. Все дети здоровы, поведение организованное.

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровни сформированности звукопроизношения у детей средней группы.

Для этого нами было обследовано звукопроизношения у 20 детей. Обследование состояния звукопроизношения проводилось с каждым ребенком индивидуально.

Для выявления уровня сформированности звукопроизношения мы использовали методику, предложенную М.Ф. Фомичевой.

Цель данной методики –

выявить качество произношения различных звуков изолированно, в слогах, словах, фразах. Для выявления уровня сформированности звукопроизношения мы предлагали ребенку следующие занятия:

· Произнести звук изолированно.

· В словах.

· Продемонстрировать умение пользоваться во фразовой и самостоятельной речи.

Для обследования подобрали наглядный материал (сюжетные картинки для обследования фразовой речи, предметные картинки на определенные звуки), так чтобы обследуемый звук находился в начале, середине, конце слова. По результатам обследования заполнили таблицы звукопроизношения, смотреть Приложение 1.

Результаты обследования показали, что нарушение свистящих звуков отмечено у 4 детей; Алисы Л. (с-сь, з-зь), у Дениса М.(с-сь, з-зь), Саши Н.(с-ш, з-ж) и у Дениса В.(с-сь, з-зь).

Нарушения шипящих звуков у 7 детей. Олег В. (щ- изолированно произносит, в словах нет). Таня Б. (пропускает ч, щ), Денис В.(пропускает ж, щ, ч), Данил П. (замена шипящих [ш], [ж] на свистящие [c],[з]), Денис М. (щ-сь), Таня М. (щ-сь), Никита К. (ш,ж-с,з,щ-с), ч-отсутствует.

Нарушение сонорных звуков отмечается у11детей. Отсутствие звука [р] у Дениса К., Насти Я., Никиты К. Замена [р] и [рь] на [ль и л] у Дениса М, Андрея И., Феди Ф. Отсутствие звуков [л] и [ль] у Дениса К. Замена [р] и [рь] на [й] у Кости Б., Тани М., Софьи С., Саши Н.,[й] – отсутствует у Дениса В.

Отсутствует нарушения звукопроизношения у 5 детей: Алеши Г., Вани М., Валеры К., Насти Як., Коли Ф.

Уровни сформированости звукопроизношения мы взяли разработанные М. Ф. Фомичевой.

I уровень (низкий)- нарушено более 4 звуков.

II уровень (средний)- от 1 до 4 звуков.

III уровень (высокий)- все звуки сформированы.

Нами был выявлен II уровень сформированности звукопроизношений – средний.