Социально-экономические проекты

Интересна мысль Ломоносова о «живых покойни­ках» [5, c.74], т. е. о крепостных, которые бегут от помещичьих «отягощений» [5, c.74] и солдатских наборов за границу. Но, го­воря о помещичьих «отягощениях», бывших одним из ос­новных зол крепостнической России, он ограничивается простым советом облегчать подати и солдатские на­боры, особенно в пограничных областях. Тогда, наоборот, в Россию будут прибывать иностранцы, так как она «в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы» [5, c.75].

Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием, направлена на ее процветание. Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины.

В 1761 г. Ломоносов задумывает целую программу государст­венных мероприятий, «простирающихся к приращению общей поль­зы» [14, c.88]. Он намечает изложить в письмах свои соображе­ния, служащие «к действительному поправлению российского све­та», в виде таких «глав» [14, c.88]:

1. «О размножении и сохранении российского народа».

2. «О истреблении праздности».

3. «О исправлении нравов и о большем народа просвещении».

4. «О исправлении земледелия».

5. «О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств».

6. «О лучших пользах купечества».

7. «О лучшей государственной экономии».

8. «О сохранении военного искусства во время долговременного мира».

Круг вопросов, о которых намеревался написать Ломоносов, свидетельствует о его страстном желании способствовать росту производительных сил страны, добиться подъема благосостояния народа путем распространения культуры, научных и медицинских знаний и путем различных законодательных мер.

По всей вероятности, Ломоносов успел написать только первую «главу» из этого списка (других до сих пор не обнаружено) в виде пространного письма. Ломоносов начинает его с утверждения, что величие, могущество и богатство всего государ­ства (главная патриотическая тема всей деятельности ученого) состоит в его народонаселении, «а не в обширности, тщетной без обитателей» [14, c.90]. Человек — самое ценное из сокровищ, потому что без него все остальные сокровища мертвы и ненужны. Поэтому надо оберегать народ, искореняя все, что приносит вред его развитию.

В письме Ломоносов и разбирает самые характерные обычаи, «узаконения» [5, c.30] и суеверия, которые необходимо устранить. Важнейшим упущением властей он считает почти полное отсутствие врачебного дела, и в частности акушерского, что влечет большую смертность среди населения и особенно среди детей. Он предлагает печатать и рассылать в разные районы страны медицинские книги, строить аптеки, распространять медицинские знания в народе. Этим будет искоренена вредная деятельность разных знахарей и во­рожей, которые «только умножают болезнь своим шептанием» [5, c.30]. Для более радикальной борьбы с болезнями Ломоносов требует учредить в России «настоящую ме­дицинскую науку» [6, c.91], содержать во всех городах достаточ­ное количество лекарей, в иностранные университеты по­сылать больше русских студентов для изучения докторского искусства, так как «немецкими всего государства не наполнишь» [6, c.91].

Перейти на страницу: 1 2 3