Веяния времени

Самые большие похвалы Ломоносова заслуживал Петр за внедрение в России науки, которой при­надлежала большая роль в развитии промышлен­ности, экономики страны. Но наука была также мощным средством изменения социального строя, прежде всего, из-за ее воздействия на те сферы деятельности, с прогрессом которых менялась рас­становка социальных сил. Кроме того, она, вовле­кая в свою сферу выходцев из разночинных слоев, поднимала их к общественно значимой активности. Ломоносов, осознавая это, прилагал максимум уси­лий для облегчения доступа в науку демократиче­ским элементам.

Полное сочувствие Ломоносова вызвала поли­тика Петра I относительно духовенства. Подрыв автономии церкви, ликвидация ее претензий на до­минирующее положение в государстве лишали цер­ковь того могущества, которым она обладала в период расцвета феодального строя.

Ломоносов увлеченно описывал простоту поведе­ния царя, которого солдаты, матросы, строители могли видеть «в поте, в пыли, в дыму, в пламени» [6, c.69], видеть в своем сообществе, за одним столом, «туюже приемлющаго пищу» [6, c.69], о котором они знали, что он «все мастерства и работы испытал собственным искусством» [6, c.70].

Ломоносова восхищает у Петра «жадность к по­знанию» [19, c.44]; новый стиль, соответствующий эпохе бы­стрых преобразований, он видит в речи Петра, отмечая, что ей свойственны ясность, четкость, простота и лаконичность — «безпритворная в сло­вах краткость, в изображениях точность» [19, c.40].

Фигура Петра, в преобразованиях которого под­черкивались прогрессивные черты, приобретала под пером Ломоносова значение идеала, символа, вы­ражающего фактически социальные замыслы и устремления самого Ломоносова.

Реформы петровского времени открывали воз­можности для развития социальных сил, являющихся носителями иных социальных отношении, идущих на смену феодальным устоям, но они были рассчитаны на укрепление основ дворянской госу­дарственности. Тема поддержки дворянства, защи­ты его прав и привилегий абсолютно чужда Ло­моносову. Он выдвигает на первый план те проблемы, которые впрямую связаны с защитой новых социальных сил и, прежде всего, широких народных слоев. Он пред­лагает свой критерий ценности и полезности лю­бого акта государственной деятельности: «Всякое благодеяние тем больше, чем ширее в народах про­стирается .» [8, c.33]. Государственный деятель, монарх обязан думать в первую очередь о народе, о тех мерах, которыми можно облегчить его су­ществование.

В оде, написанной по случаю воцарения Екате­рины II, выдвинут общий принцип государствен­ного правления, который был адресован не только новой императрице.

Услышьте, Судии земные и все державные главы .

Так начинает поэт свое обращение, цель кото­рого — продиктовать основное социальное требова­ние, лапидарно выраженное в одной фразе: «Народну наблюдайте льготу .» [8, c.33].

Основной постулат прогрессивной философской мысли XVIII в.— определяющая роль просвещен­ного разума. Его полностью разделял Ломоносов, но в самое понятие «просвещенный разум» [16, c.41] он вкладывал совершенно определенный смысл — это разум, вооруженный наукой. Тема «просвещение и общество» [20, c.13] у него выступает преимущественно как «наука и общество» [20, c.13]. Повышенный интерес к со­циальным проблемам науки сохранился в после­дующей истории русской мысли.

Социальная философия Ломо­носова пронизана идеями активной, разумной, пре­образовательной человеческой деятельности, но деятельности, изначально направленной на такие ценности, как общее и благо. Его взгляды близки радикальному крылу формирующейся в то время в России просветительской идеологии. Философия Ломоносова устремлена к новым го­ризонтам, активности и прогрессу, но хорошо раз­витое историческое сознание позволяло ему не разрывать настоящее с прошлым, воспринимать в еди­ной целостности судьбы народов, мира.

В трудах Ломоносова рассматривались вопросы о значении россии, начиная с ранних этапов ее существования, в человеческой истории. В работах Ломоносова подчеркивалась давность и существенность русской истории, кото­рая видоизменяется преобразовательными эпохами, например Петровской, но не прерывается ими. Он считал, что Россия входит в состав европейских государств и неотделима от европейской истории. В XVIII в. не надо было прилагать усилий, что­бы доказать политическое влияние Русского госу­дарства на ход международных событий, но Ломо­носов убежден, что не меньшая роль принадле­жит России в развитии человеческой культуры, осо­бенно в единении Запада и Востока.

Перейти на страницу: 1 2 3 4