Цель и задачи логопедии

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых рас­стройств.

Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авто­ров, свидетельствующие о больших компенсаторных возможно­стях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия, И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность централь­ной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные воз­можности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатли­вым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия»[1].

Исходя из определения логопедии как науки, можно выде­лить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степе­ни проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного разви­тия детей с нарушением речевой деятельности, а также характе­ра влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на осуществление различных видов дея­тельности, поведения.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых на­рушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптома­тики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых рас­стройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помо­щи.

В указанных задачах логопедии определяется как теорети­ческая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоле­ния. Практический аспект — профилактика, выявление и устра­нение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Для решения поставленных задач необходимо следующее:

— использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нару­шения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвис­тов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

— обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь науч­ных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

— осуществление принципа раннего выявления и преодоле­ния речевых нарушений;

— распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического воз­действия.

Основным направлением логопедического воздействия явля­ется развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой мо­торики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личнос­ти ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Перейти на страницу: 1 2