Диагностика методом рисуночного теста

Известные в начале века тесты, подобные тесту Бине а зачастую просто с него скопированные, приобрела широкую популярность во многих странах. Практика широкомасштабного использования, наряду с бытовавши­ми поначалу восторженными отзывами, позволила со вре­менем выявить и ряд существенных недостатков тестиро­вания. Были предприняты попытки создания иных методик, использо­вание которых позволило бы обойти ставшие очевидны­ми ограничения.

Одной из наиболее продуктивных таких попыток явилось создание рисуночного теста. Надо отметить, что продукты изобразительной дея­тельности рассматривались как диагностический матери­ал довольно давно. Еще в начале века задание нарисо­вать человека использовалось многими специалистами психологами и психиатрами – при обследовании детей. Однако в то время не существовало четкой системы анализа детских рисунков; каждый исследователь опирался на собственную систему признаков, обусловленную в ча­стности его представлениями о природе интеллекта и других изучавшихся свойств. Ни о какой стандартиза­ции обследования не было и речи.

С целью преодоления неизбежной при этом субъектив­ности Ф. Гудинаф была предпринята попытка создания стандартной шкалы признаков для оценки изображения человека.

Ф. Гудинаф – яркая фигура в мировой психологии. В нашей стране она, однако, практически неизвестна. (Лишь в последнее издание "Педагогической энциклопе­дии" по нашему настоянию о ней была включена неболь­шая статья.) Поэтому случаются и такие курьезы, когда специалисты–практики, случайно получив разработки ри­суночного теста, не знают, в каком роде говорить об его создателе, носящем непривычно звучащую фамилию. Потому нелишне сказать несколько слов об этом инте­ресном психологе.

Флоренс Лаура Гудинаф родилась в 1886 г. в небольшом американском городке Хонсдейл. Получив среднее педаго­гическое образование, она несколько лет учительствовала в сельских школах штата Пенсильвания. В 1919–21 гг. она вела преподавательскую и исследовательскую работу в школе для умственно отсталых детей в г. Вайнленд, штат Нью–Джерси. Эти занятия положили начало ее научным ис­следованиям умственного развития и аномального детства. В 1921 г. Гудинаф окончила Колумбийский университет. Получив степень доктора философии (1924), возглавила Консультативную детскую клинику в Миннеаполисе. В 1925 г. она поступила на работу в организованный при Миннесотском университете Институт здоровья ребенка. В работе "Измерение интеллекта с помощью рисунка" (1926) Гудинаф впервые в истории психодиагностики практически обосновала гипотезу о том, что выполнение ребенком рисунка отражает степень овладения им клю­чевыми понятиями и таким образом свидетельствует об уровне развития интеллекта. Созданный ею тест "Нари­суй человека" отличался от существовавших ранее тес­тов интеллекта. Он позволял довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной сте­пени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования;")

Широкомасштабные исследования с помощью метода тестов привели Гудинаф к переоценке основополагающего в американской тестологии принципа неизменности коэффициента интеллекта. Она наглядно продемонстрировала, что ряд социальных факторов (например, благо­приятные условия дошкольного воспитания) могут значительно повысить этот показатель, т. е. умственная одаренность не является врожденным и стабильным свойст­вом. Не ограничиваясь анализом тестов, Гудинаф в рабо­те "Экспериментальные исследования ребенка" (1931) подвергла всестороннему рассмотрению различные исследовательские методики детской психология, проде­монстрировала их сильные и слабые стороны.

Специальное исследование было посвящено ею про­блеме аффективного поведения. На основе наблюдений за проявлениями гнева и раздражения у детей Гудинаф были разработаны рекомендации по формированию на­выков игровой деятельности, общения, лидерства.

В книге "Исключительные дети" (1956) Гудинаф обоб­щила опыт изучения детей, страдающих дефектами раз­вития. Руководство "Психология развития" (1934) явилось одним из первых фундаментальных трудов в этой облас­ти, заложивших основы изучения жизненного пути чело­века на его основных этапах.

Перейти на страницу: 1 2