Развитие самосознания и самооценки ребенка

Психическое развитие, становление личности связа­но с формированием самосознания—осознанием себя и отношением к себе как к физическому, духовному и об­щественному существу.

Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что движущая сила развития самосозна­ния — в «растущей реальной самостоятельности инди­вида, выражающейся в изменении его взаимоотноше­ний». К 6 годам ребенок становится значительно са­мостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников.

Активно развивается в этот период и самооценка — важная форма проявления самосознания.

Самооценка шестилетнего ребенка в одном виде дея­тельности может отличаться от его самооценки в других. В оценке своих достижений, например, в рисовании ре­бенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой—переоценивать, в пении—недооценивать себя. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога. Ведь, как справедливо заметил Б. Г. Ананьев, оценочное суж­дение ребенка, «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы».

Итак, оценки и самооценки шестилетних детей ока­зались в высокой степени связанными с оценками педа­гогов как в детском саду, так и в школе. Наиболее тес­ная связь между оценками и самооценками детей и пе­дагогов в системе межличностных отношений.

Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, сов­падению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого. Этой особенностью шестилетних детей следует умело пользоваться как вос­питателям, так и учителям, родителям при формирова­нии самооценки ребенка.

На основе самооценки складывается и уровень при­тязания—тот уровень достижений, который, по мнению ребенка, ему по силам. Педагогу, работающему с деть­ми шестилетнего возраста, важно не только учитывать самооценку и притязания своих маленьких воспитанни­ков, но и активизировать их самооценку, способствовать поднятию их уровня притязания. Однако важно при этом избежать другой крайности — сформировать чрезмерно завышенную самооценку, что может привести к возник­новению высокомерия, зазнайства, агрессивности, упрямства, и других нежелательных качеств.