Технология личностно-ориентированного обучения

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, как отмечалось выше, является признание ин­дивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ рассматривается нами как неповтори­мое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жиз­недеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных фак­торов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека

Индивидуальность — обобщенная характеристика особенно­стей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Инди­видуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и это главное для человека — в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие воз­можности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей уче­- ника.

Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его

использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

Кратко сформулируем основные требования к разработке ди­дактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

· учебный материал (характер его предъявления) должен обес­печивать выявление содержания субъектного опыта ученика, вклю­чая опыт его предшествующего обучения;

· изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть на­правлено не только на расширение их объема, структурирова­ние, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

· в ходе обучения необходимо постоянное согласование опы­та ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

· активное стимулирование ученика к самоценной образова­тельной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладе­ния знаниями;

· учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

· необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному вы->ору и использованию наиболее значимых для них способов про­работки учебного материала;

· при введении знаний о приемах выполнения учебных дейст­вий необходимо выделять общелогические и специфические пред­метные приемы учебной работы с учетом их функций в личност-ном развитии;

· необходимо обеспечивать контроль и оценку не только ре­ зультата, но главным образом процесса учения т.е. тех транс- формаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный ма-­ териал;

· образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятель-ности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их опи-сание, использование учителем на уроке, в индивидуальной ра-боте (различные формы коррекции, репетиторства) [2; 19].