Жизненный и творческий путь И.С. Якиманской

Ирина Сергеевна Якиманская — доктор психологических наук, профессор, действи­тельный член Международной педагогичес­кой академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела «Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе» Института педагогических инноваций РАО 20 декабря 2001 г.

Родилась Ирина Сергеевна в Астрахани в семье врачей. Она с золотой медалью окончила среднюю школу ив 1950 г. поступила на от­деление психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, которое в 1955 г. окончила также с отличием. Именно в универ­ситете у И, С. Якиманской сложился устойчи­вый интерес к научной работе, в основе кото­рого соединились ее уникальная исследова­тельская одаренность и безусловное влияние таких выдающихся мастеров отечественной пси­хологии, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие. Комиссией по распределению И.С.Якиманская была рекомендована в аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР, где училась с 1955 по 1958г. В1959 г. она защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Восприятие и понимание учащимися геометрического чертежа и условия задачи в процессе ее решения».

По окончании аспирантуры И.С. Якиман­ская работала в НИИ ОПП АПН, где прошла путь от лаборанта до заведующей лаборатори­ей. Сферами научных интересов молодого уче­ного стали проблемы психологии труда, а за­тем — и педагогической психологии.

Результаты многолетних теоретических и экспериментальных исследований были обоб­щены в докторской диссертации по теме «Раз­витие пространственного мышления школьни­ка» (1980). В ней описана авторская концеп­ция пространственного мышления, согласно которой основным содержанием данного вида мышления являются создание пространствен­ных образов и мысленное оперирование ими. И.С. Якиманская показала, что практически нет ни одной области деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве (видимом или воображаемом) не играло бы су­щественной роли.

И.С. Якиманская впервые описала и экспе­риментально доказала, что по своей структуре пространственное мышление — многоуровне­вое иерархическое образование, основными ка­чественными показателями которого являются тип оперирования пространственными обра­зами, широта оперирования, полнота образа, используемая система отсчета. Все многообра­зие случаев оперирования пространственными образами было сведено к трем основным, при­водящим: 1) к изменению положения вообра­жаемого объекта, 2) к изменению его структу­ры, 3) к комбинации этих преобразований [4; 156].

Выделенные показатели позволили всесто­ронне охарактеризовать структуру простран­ственного мышления, описать ее общие и спе­цифические компоненты, проанализировать пси­хологические механизмы формирования струк­туры пространственного мышления с учетом ее особенностей, что явилось базой для даль­нейших исследований многих специалистов в области психологии и педагогики. Она спра­ведливо утверждает, что «свободное опериро­вание пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объ­единяет разные виды учебной и трудовой дея­тельности» (Развитие пространственного мыш­ления школьника. М., 1980. С. 5).

Параллельно с исследованием путей раз­вития пространственного мышления уже в ран­них работах И.С. Якиманской зародилось и дру­гое направление научной деятельности, кото­рое сплотило вокруг нее еще большее число сторонников и единомышленников — это личностно-ориентированный подход в обучении школьников. Размышляя над проблемой, по­ставленной в свое время Л.С. Выготским, о соотношении обучения и психического разви­тия и критически анализируя современные пси­холого-педагогические теории, И.С.Якиман­ская пришла к выводу, что любое обучение мож­но считать развивающим, но далеко не всегда развивающее обучение является личностно-ориентированным. Полемизируя с основоположни­ками развивающего обучения, по мнению кото­рых источник развития лежит вне самого ре­бенка — в обучении, И.С. Якиманская утверж­дает, что каждый ученик как носитель индиви­дуального, личного (субъектного) опыта « .преж­де всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации» (Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000. С. 69).

Перейти на страницу: 1 2