Работа на графической основе

Упражнения на графической основе готовят учащихся к употреблению слова в письменной речи (чтение, письмо). Они подкрепляют звуковой образ слова. Кроме того, эти упражнения расширяют диапазон сочетаемости слова и тем самым создают дополнительные связи, обеспечивающие большую его активность.

1) Запись слова. Цель этого этапа состоит в том, чтобы показать графический образ слова и, следовательно, обеспечить учащимся возможность самостоятельного выполнения упражнений, содержащихся в учебнике.

Целесообразно записывать слова не по отдельности, а сразу блоком в конце урока. Это способствует экономию времени и активизации процессов памяти. Наконец запись с таким запаздыванием представляет дополнительные возможности реализовать принцип устного опережения.

Пример записи слов на уроке:

Учитель: Now, let me see if you remember the words we’ve learnt today. Who will tell me?

1-й ученик: A shop.

2-й ученик: to buy.

Учитель: That’s right. And who remembers the Past Indefinite of the word to buy?

3-й ученик: Bought.

По мере называния слов учитель записывает их на доске. Если учащиеся забыли какое-либо слово, учитель демонстрирует соответствующую картинку.

Учитель: Good, now let’s read the words.

Класс читает слова вслед за учителем.

Учитель: Ivanov, will you read the word?

Иванов читает.

Учитель: That’s right. Now, take your vocabularies and put down the words.

В процессе обучения иностранному язы­ку необходимо уделять серьезное внимание учеб­ному словарю школьника, рассматривая его как полезное пособие для изучения, закрепления и повторения лексики, для накопления речевых образцов. Ученики ведут личный словарь на протяжении всего школьного курса изучения языка.

Наиболее удобной и оптимальной формой, по мнению ряда учителей [4, с. 24], оказался поурочный словарь. При этом в первый год обучения учащиеся на уроке записывали новые ЛЕ в специальной тет­ради в трех графах: слово, транскрип­ция, перевод. На втором году обучения по мере приобретения навыка в классе ведение словаря стало самостоятельной до­машней работой. На среднем и старшем этапах форма словаря изменилась. За основу была взя­та форма так называемого «гнезда слова» по образцу словаря учеб­ника, но с добавлением синонимов и анто­нимов из ранее усвоенных ЛЕ, различ­ных устойчивых словосочетаний, оборотов речи, пословиц и поговорок. Например:

I

II

III

IY

Y

to learn, v

learning, n

learner, n

learned, a

1) учиться

2) узнавать

учение

ученик

ученый

to study

(synonym)

to learn well / badly

Live and learn

Последние три графы заполнялись посте­пенно под руководством учителя. Здесь накаплива­лись оптимально отобранные лексические средства речевой деятельности, обогащаю­щие устную речь учащихся.

Однако существуют и другие формы организации словаря [18, c.6]:

· по значению: тетрадь делится на большое число секций - слова, для описания чувств, мест, движений и т.д. таким образом, можно составить целые списки слов, связанные по значению;

· различные типы диаграмм: слова можно объединить под общим названием или обобщающим словом в единую диаграмму:

FURNITURE

Living room bedroom kitchen

Sofa bookcase . lamp wardrobe . stool table

Данную диаграмму можно расширять по мере накопления новой лексики.

· В соответствии с частью речи: разные части речи можно записывать разными цветами: существительные – красным, прилагательные – синим и т.д.

· Синонимы и антонимы: если синоним или антоним уже знакомого слова, их следует записать вместе с некоторыми комментариями.

Перейти на страницу: 1 2