А я чайничала, самоварничала...

Урок-игра в 6-м классе

Тема: "Чаевничание".

Цель: ознакомить учеников с особенностями национальных традиций чайных вечеров, закрепить навыки приготовления чая и сервировки стола. Формировать творческие способности и развивать кругозор. Воспитывать культуру поведения.

Наглядные пособия: таблица приготовления чая, иллюстрации сервировки стола в национальных традициях.

Оборудование, инструмент и посуда: электроплита, чайники, чайные ложки, чайный сервиз, столовые приборы и посуда, вазы для цветов, самовар, вазочки для варенья.

Продукты: чай, травы, сахар, мед, варенье, печенье, пирожки, торт.

Практическая работа: приготовление чая и сервировка стола, расчет количества продуктов.

Ведущий начинает игру, представляет команды и жюри. Команды знакомятся, произносят шутливые приветствия:

Команда I "Валериана":

"Кошачья травка" -

Больным поправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку.

Команда II "Женьшень":

Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый.

И, может, два века

Он ждет человека

В чащобе лесной,

Под кедром, сосной.

Команда III "Липа":

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой

отсыпается.

А цветок - на медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа.

Ведущий рассказывает об истории чая:

Был листок зеленым - черным

стал, томленым,

Был листочек зубчатым - стал

листочек трубчатым.

Был он на лозине -

стал в магазине.

Вступительное слово учителя:

Чай - китайское слово. В языки Европы оно пришло двумя путями: народы Запада вывезли чай из Южного Китая, где это растение именуется te, русские же торговали с китайцами из северных провинций. Там чай называли "ча-е".

Обычай чаепития зародился почти шесть тысяч лет назад на территории современных Китая и Бирмы, где до сих пор на горных склонах можно встретить дикорастущий чайный куст.

Китай был единственным производителем чая, и секрет его производства оберегался под страхом суровых кар. Тем не менее одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой почти детективной истории европейцы начали разводить чай в колониях.

С 1696 года в Россию стал поставляться чай караванным путем из Китая, а к началу ХVIII века чай прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком.

I этап. От каждой команды по два человека идут готовить выбранное блюдо. Члены жюри следят за технологией приготовления чая, соблюдением правил безопасности труда, санитарно-гигиенических требований, знакомятся с наглядной частью домашнего задания. Остальные члены команд начинают разминку.

Отгадывание поговорок

1. Изготавливается шесть наборов карточек разного цвета (по 9 в каждом наборе). Из них нужно сложить шесть русских поговорок. Подсказка: каждую поговорку можно составить из карточек одного цвета. (См. приложение).

1. Доброе семя - добрый и всход.

2. Повторенье - мать ученья.

3. Грамоте учиться - всегда пригодится.

4. По капельке - море, по былинке - стог, по зернышку - ворох.

5. Мастерство везде в почете.

6. Делу - время, потехе - час.

2. Ведущий: давным-давно не было книг о хороших манерах, а правила общежития людей закреплялись в пословицах и поговорках - таких точных, что мы можем до сих пор по ним учиться житейской мудрости. Постарайтесь восстановить полный текст пословицы или поговорки.

1. Гостю щей не жалей, а погуще . (лей).

2. В чужом доме не будь приметливым, а будь . (приветливым).

3. Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя . (стоящего).

4. Гость часто за шапку берется - не скоро . (уйдет).

Перейти на страницу: 1 2 3