Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей (до развода, в про­цессе развода и после него)

Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе – это се­мья, включающая взрослых (мужа и жену, нередко кого-то из родителей) и детей, причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного-двух детей.

В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распреде­ление обязанностей, а также равномерное участие в решении всех семейных проблем. В ходе социологических опросов на предпочтительность такой структуры взаимоотношений указывает большая часть опрошенных.

Нарушения структуры семьи – это такие особенности, которые затруд­няют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, нерав­номерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между суп­ругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, по­скольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, кото­рый взял на себя основную нагрузку.

Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, - один из наиболее трудных вопросов в современной науке о семье. Часть семейных психотерапевтов имеют определенное представление, какой должна быть се­мья, – например, какими могут и должны быть отношения между супругами и каких отношений не должно быть между родителями и детьми. Другие четче определяют требования, предъявляемые к семье, – например, необходимость создавать условия для развития личностей членов семьи – «опытная» семей­ная психотерапия. Третьи точнее знают, какой не должна быть семья, – уче­ние о «семейных треугольниках» и о «двойной связи». Наконец, четвертые верят пациенту и помогают ему избавиться от того, что ему мешает, – такова тактика бихевиоризма.

Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в каче­стве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст.

Дюваль выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:

1. Вовлечение, встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

2. Принятие и развитие новых родительских ролей.

3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.

4. Введение детей во внесемейные институты.

5. Принятие подростковости.

6. Экспериментирование с независимостью.

7. Подготовка к уходу детей из семьи.

8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».

9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

Отмечается также, что на любой фазе развития семьи случаются тяжелые хронические болезни и смерти, которые оказывают сильное влияние на функционирование семьи как целого.

Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворя­ется потребность в росте и измерениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, ува­жение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций. А.Н. Обозова считает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Можно добавить, что стабильности семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.

Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга в личностном, духовном росте.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5