Особенности грамматического строя речи старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Исследование грамматического строя речи включало изучение следующих умений: словообразование существительных, прилагательных и глаголов, употребление падежей, категории числа существительных, овладение согласованием разных частей речи, а также умения употреблять простые и сложные предлоги, конструировать предложения.

Обьектом исследования являлись учащиеся 7 "А" и "Б" классов общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи №18. Всего обследовано 20 школьников.

В исследовании использована модифицированная нами методика Фёдоровой А.Э.

Учащимся были предложены следующие задания:

№1 Исследование навыков словообразования.

P Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (дочь, дом, рука, рот, лист).

P Образование слов, обозначающих профессии людей (Кто лечит /охраняет, защищает, управляет, играет на инструменте/?).

P Образование глаголов при помощи приставок (у, пере, за, до, по, под, рас, раз).

№2 Исследование употребления падежей.

P Просклоняйте слово (кошка, сестра, клён, солнце).

P Спишите, дописывая окончания. Выделите окончания, укажите падеж (В большом смущени ., остановиться в смущень ., находиться на расстояни ., приехать на побережь ., впасть в отчаяни ., быть в отчаяни ., в сияни . дня, в сиянь . солнечных лучей, собираться к Наталь ., обратиться к Натали ., рассказывать о Марь ., беседовать о гени ., ветви в ине .).

№3 Употребление категорий числа имён существительных.

P Образование множественного числа существительных от единственного (площадь, дочь, сосед, хозяин, сорт, повар, платок, соловей, луг, болгарин, котёнок, волчонок, стул, крыло, дерево, собрание, ружьё, человек, ребёнок).

№4 Овладение согласованием частей речи

P Согласование прилагательных с существительными (Черн . кофе, двухместн . купе, светов . табло, пересолен . рагу, вкусн . салями, изучаем . мною язык, выращен . капуста, очаровательн . девочка, нов . пианино).

P Согласование существительных с числительными /прочитайте, составьте словосочетания типа два ореха, три поросёнка (Великан, компьютер, бутон, гирлянда, неудачник,родственник, чудак.)/.

P Согласование существительных с глаголами /подберите к существительным глаголы, составьте словосочетания (хозяин, компьютер, коллектив, организм, призрак, колдун, автор, учитель, самоучитель, пастух, электропастух)/.

№5 Употребление предлогов.

P Подпишите к картинке предлог, куда движется шарик? (предьявляются картинки, где нарисован прямоугольник и шарик, стрелкой показано движение, проверяются предлоги к, в, на, над, под, из-за, из-под, перед, возле, у, около, от, вдоль, из, по, через).

№6 Умение конструировать предложения.

P Составление рассказа по опорным словам (придумай приключение неизвестного путешественника, используя данные слова: плавание, крушение, стойкость, смелость, смекалка, выдержка, везение, помощь, возвращение, смех, галдёж, счастье).

Перейти на страницу: 1 2