Дифференциация проблемных ситуаций, провоцируемых учителем и способы их эффективного разрешения.

Косвенные замечания

включают в себя насмешку, сар­казм, поддразнивание, развлекающие замечания.

— Твои туфли выглядят лучше, нежели звучат!

—Никогда прежде мне не приходилось работать с классом обезьян!

— Ну что, Мишин, вызывать тебя сегодня бес­смысленно, а?

— Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление!

— Это когда же тебя назначили директором шко­лы?

— Я очень надеюсь, что ты закончишь все-таки школу, станешь учителем и у тебя будут сотни таких же учеников, как ты сам!

— Все, уважаемые, поразвлекались, и будет, зай­мемся делом!

Многие учителя предпочитают косвенные замечания, так какчувствуют, чем

чреваты предписывающие и подавляю­щие. Им кажется, что школьники легче переносят косвенные замечания, потому что они значительно «мягче» (по сравнению с предписывающими и подавляющими), однако скрытую часть «Ты-плохой»,

замаскировать не удается. Подобные замечания являются более манипулятивными и единственный их эффект — приучение школьника к дейст­виям «исподтишка».

Теперь вы, несомненно, видите, что замечания, приме­няемые для изменения поведения школьников в том случае, когда проблема принадлежит педагогу, идентичны «Словарю лягушки». Поэтому мы можем включить их в этот словарь и в дальнейшем пользоваться этим обозначением, независимо от того, формулируете вы высказывания в зоне проблем школьника или замечания в зоне проблем учителя.

Что же является общим для замечаний из «Словаря ля­гушки»? Прежде всего то, что все они содержат скрытое сообщение «Ты-плохой».

Оно подразумевается, но легко встраивается в любое замечание:

— Перестань! (Команда)

Раскодирование:

Ты — плохой, потому что не понима­ешь, что следует остановиться.

— Лучше успокойся, а то . (Угроза)

Раскодирование:

Ты-плохой, так как не знаешь, что следует успокоится, и не понимаешь, что будет, если ты этого не сделаешь.

— Следовало бы лучше знать! (Нотация)

Раскодирование:

Ты-плохой, потому что не понимаешь, что тебе следовало бы лучше знать.

— Делай, как я сказала! (Предписание)

Раскодирование:

Ты-плохой, потому что сам не смо­жешь руководить собой, тогда делай, как я сказала.

— Ты ведешь себя как ребенок! (Обзывание)

Раскодирование:

Ты-плохой, до сих пор не смог по­взрослеть и ведешь себя как ребенок.

— Ты этого не знаешь, а пытаешься фантазировать. (Анализирование).

Раскодирование:

Ты настолько плохой, что даже этого не знаешь, да и сообразить не можешь.

— Обычно ты такой хороший мальчик (Положитель­ное оценивание).

Раскодирование:

Ты плохой, не можешь быть все вре­мя хорошим мальчиком.

— Я думаю, тебе будет лучше завтра. (Убеждение.)

Раскодирование:

Ты плохой, даже не можешь чувство­вать себя хорошо, возможно, завтра тебе и повезет.

— Почему ты это сделал? (Выспрашивание).

Раскодирование:

Ты-плохой, даже не представляешь, что ты наделал.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10